Держать иномарку

16 августа 2010 09:54
 9970

Новые правила промсборки усилят тольяттинский автопром

В случае принятия нового режима промсборки АвтоВАЗ, как минимум, получит льготы на импорт комплектующих

В ближайшее время может быть ужесточен режим промышленной сборки иномарок в России. При этом эксперты положительно оценивают готовящийся законопроект. Во-первых, существующие на сегодня условия промсборки в РФ являются одними из самых либеральных. Во-вторых, реализация проекта выгодна крупным российским производителям, реализующим совместные инвестиционные программы с иностранными компаниями, — в частности, АвтоВАЗу и компании «Соллерс».

 

Показали на порог

Минпромторг подготовил предложения по изменению режима промсборки иностранных автомобилей на территории РФ. Они содержат более жесткие требования к уровню локализации производства и объемам инвестиций.  В частности, ведомство предлагает поделить все проекты на действующие и запускаемые с нуля. Далее, согласно информации из открытых источников, соглашения с инвесторами предусматривают восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов. Взамен иностранные компании возьмут на себя обязательства за четыре года создать мощности по ежегодному выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей. За шесть лет они должны будут выйти на уровень локализации в 60 %. Порог инвестиций для таких проектов устанавливается в $ 750 млн.
Действующим автопроизводителям будет предложено перезаключить инвестиционные соглашения. Для них предполагаются более щадящие условия промсборки. Порог инвестиций для таких концернов снижается до $ 500 млн. А уровень локализации на этапе запуска проекта будет приниматься за 35 % с учетом уже созданных в России мощностей.
В Минпромторге уверяют, что соглашения с иностранными концернами будут перезаключаться только на добровольной основе. В настоящее время документы находятся на согласовании с Минэкономразвития РФ.
Напомним, что действующим режимом промсборки предусмотрено создание мощностей по производству 25 тыс. автомобилей в год при 30% сокращении импорта автокомпонентов.

Поставить в деле «дочку»
В целом эксперты оценили инициативу Минпромторга положительно. «Для развития российского автопрома необходимо повышать объемы и уровень локализации производства иномарок. Предложения ведомства будут способствовать решению этих задач», — считает заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По мнению аналитика ИК «АТОН» Юлия Матевосова, новые требования Минпромторга вполне реальны и выполнимы. «Действующий в России режим промсборки – один из самых либеральных в мире. В Корее, например, уровень локализации производства составляет порядка 90 %», — говорит Матевосов. «Минпромторг не удовлетворен темпами, которыми осуществляется реализация действующих соглашений. Это можно считать наиболее вероятной причиной изменения режима промсборки», – полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, главная цель законопроекта – стимулировать компании повышать уровень локализации и создавать новые, современные производства автокомпонентов. Сергей Удалов пояснил, что на базе современного российского рынка комплектующих невозможно достичь требуемого уровня локализации производства. «Минпромторг рассчитывает на то, что компании будут приводить в Россию своих производителей автокомпонентов», — говорит эксперт. По его мнению, иностранцы могут создавать СП с российскими производителями компонентов или организовывать здесь собственные дочерние предприятия.

Играют по-крупному

Эксперты отмечают и отрицательные стороны готовящегося законопроекта. «Государство меняет правила игры «в середине матча», не дождавшись окончания сроков реализации действующих договоров промсборки», — заметил Матевосов. «Недостатком проекта следует считать то, что он распространяется на компании, которые уже наладили производство автомобилей в России. Не все производители могут быть заинтересованы перезаключать действующие соглашения», — добавил Удалов. По его мнению, это будут делать компании, которые сами планировали наращивать объемы производства до требуемых 300 тысяч автомобилей в год. «У Toyota, например, таких планов нет. Поэтому она вряд ли станет перезаключать инвестсоглашение», — полагает Удалов.
Эксперты сошлись во мнении, что наибольшие выгоды от изменения режима промсборки получат предприятия, реализующие крупные инвестиционные проекты и имеющие развитую автокомпонентную базу. По мнению Удалова, законопроект направлен на поддержку инвестиционных программ по выпуску широкого модельного ряда автомобилей на одной платформе. К ним, в частности, относится стартующий с 2012 года совместный инвестиционный проект АвтоВАЗа и Renault стоимостью 180 млрд руб, а также инвестпрограмма «Соллерс-Fiat» ценой в 2 млрд евро. Принятие нового режима промсборки позволит этим предприятиям получить льготы на импорт комплектующих.
Эксперты также полагают, что реализация законопроекта позволит оградить российский рынок от нежелательной экспансии. «Например, китайские производители склонны захватывать рынки, открывая небольшие производства популярных западных моделей. При этом они не приносят с  собой никаких новых технологий», — говорит Удалов. «У российского авторынка большая емкость. Поэтому государство может себе позволить защищать его от внешних вливаний», —  добавил исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. В компаниях АвтоВАЗ, Соллерс, и Volkswagen Rus обсуждать новые правила промсборки отказались.

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ:

Дмитрий Яковенко, исполнительный директор Самарской гильдии финансистов

Я положительно оцениваю любые решения властей, усиливающие инвестиционную привлекательность российской экономики. Пересмотр действующих правил промсборки можно отнести к подобным решениям, так как он будет способствовать развитию внутрироссийского производства иностранных машин.
В то же время польза этого законопроекта для Тольятти представляется спорной. Экспансия новых производителей автомобилей и комплектующих может привести к усилению автомобильного кластера. Для Тольятти это опасно ввиду его чрезмерной зависимости от автопрома. В этом городе, на мой взгляд, следует развивать любые производства, кроме выпуска автомобилей.

СПРАВКА:

ЗАО «Ford Motor Company»
Предприятие было открыто в июле 2002 года. Весной 2005 года на заводе  началась сборка второго поколения Ford Focus, и было принято решение об увеличении производственных мощностей до 60 тыс. автомобилей.  Инвестиции в строительство и расширение завода к этому времени составили $230 млн. В 2009 году производительность предприятия была увеличена до 125 тыс. автомобилей в год, а инвестиции достигли $ 330 млн.
ООО «Volkswagen Rus»
Инвестиции автоконцерна Volkswagen в калужское предприятие составляют 570 млн евро, а в целом в проект – 774 млн евро. С переходом на полный цикл мощности калужского завода достигнут 150 тыс. автомобилей в год.
ООО «Toyota Motor»
Компания заявила о намерениях построить автозавод в России в 2004 году. Объем инвестиций в проект оценивается на уровне 4 млрд руб. Производственные мощности рассчитаны на выпуск 50 тыс. автомобилей в год. Однако из 224 га, выделенных для завода Toyota в Шушарах, в настоящее время задействовано лишь порядка 50 га. Это позволяет компании при необходимости увеличить мощности до 200 тысяч машин.
ООО «General Motors Auto»
В строительство компания инвестировала $ 300 млн. Мощности предприятия позволяют выпускать до 60 тыс. автомобилей в год.
HYUNDAI MOTOR MANUFACTURING RUS
В строительство завода Hyundai планирует инвестировать 500 млн. евро. Его максимальная мощность составит 150 тыс. автомобилей в год.
PSA-MITSUBISHI MOTORS
PSA владеет 70% калужского завода стоимостью 470 млн. евро, оставшиеся 30% принадлежат Mitsubishi. Мощности предприятия полного цикла рассчитаны на выпуск 125 тыс. автомобилей, из них 85 тыс. составят хэтчбеки марок Peugeot и Citroen, 40 тыс. – внедорожники трех брендов.
NISSAN MOTOR RUS
Инвестиции в строительство составили $200 млн, проектная мощность завода рассчитана на выпуск 50 тысяч автомобилей в год.
ГАЗ
Общий объём инвестиций в производство автомобиля Volga Siber ghtdscbk — $290 млн, мощности – 100 тыс. автомобилей в год.
«СОЛЛЕРС – Дальний Восток»
Общие инвестиции в организацию полномасштабного производства и локализацию компонентной базы составят 5 млрд руб. – эти средства привлечены за счет кредитной линии Внешэкономбанка РФ. На первоначальном этапе на предприятии будет вестись крупноузловая сборка машин. Производственные мощности составят 15 тыс. автомобилей в год. К 2012 году планируется организовать производство полного цикла и увеличить объемы выпуска до 40 тыс.
«СОЛЛЕРС-Елабуга»
Проектная мощность предприятия рассчитана на выпуск 75 тыс. автомобилей в год.
«СОЛЛЕРС-ISUZU»
Производительность конвейера по сборке японских грузовиков — 25 тысяч автомобилей в год.
«Автотор»
К настоящему времени «Автотор» создал в Калининградской области мощности по производству 170 тысяч автомобилей в год по технологиям SKD и CKD, включая новые сварочные и окрасочные комплексы. Общий объём инвестиций в создание мощностей на 1 января 2010 года составил более 380 миллионов евро.
«Автофрамос»
В марте 2010 года производственные мощности «Автофрамоса» были увеличены с 80 тыс. до 160 тыс. машин в год, а инвестиции в предприятие выросли с 230 млн. до 380 млн. евро
«Derways»
В сентябре 2009 года компания запустила новый производственный комплекс полного цикла, который рассчитан на выпуск 100 тыс. автомобилей в год.
«ТагАЗ»
Мощности предприятия позволяют выпускать до 120 тысяч автомобилей в год.  Общий объем инвестиций, вложенных в строительство и оснащение завода, превышает $ 320 млн.
«ИжАвто»
Проектная мощность — 220 тыc. автомобилей в год.

Источник – аналитическое агентство «Автостат»

Источник: Время

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы питаетесь фастфудом на улице?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: