От грибных консервов до шин. Made in Togliatti

26 декабря 2000 13:49
 9167

Листание изящно изданной брошюры «Каталог промышленной продукции предприятий города Тольятти» вселяет чувство гордости за свой город. Что только у нас здесь не производится: от автомобилей до огнетушителей, мыла, прищепок, форм для литья надгробий… Даже не пытаюсь перечислить наименования деликатесов и напитков, да и одеться, в принципе, реально. Поэтому на мой умозрительный вопрос: «Мог бы Тольятти прожить натуральным хозяйством?» Геннадий Неклюдов отвечает:

«Запросто».

Геннадий Васильевич три года (с момента создания) возглавляет в мэрии отдел промышленно-финансовой политики и инвестиционных проектов. Таково его нынешнее название. До смены городской власти у бывшего отдела информации и анализа по промышленности функции были несколько уже . Но с июля от проектно-аналитического управления Геннадию Васильевичу перешла увесистая папочка, озаглавленная «Инвестиционные проекты «Тольятти-2000». Анализ разработанных на городских предприятиях проектов, требующих денежных вливаний извне, новая, ответственная и, по-моему, интересная задача Неклюдова и его команды.

Но изначально причиной создания отдела стала социальная нестабильность, вызванная падением производства. В 1997 году, как мы помним, заводы простаивали, зарплата вовремя не выплачивалась, охрана труда находилась на низком уровне, процветал бартер.

— Геннадий Васильевич, грубо выражаясь, надзирательская функция у вашего отдела?

— Нет, ушло то время. Предприятия теперь самостоятельны, надзиратели им не нужны. Моя главная цель — проводить социально-экономическую оценку и анализ деятельности промышленных предприятий города, быть в курсе событий, происходящих на промпредприятиях, таких как ввод новых производств, строительство, изменения в социальной сфере, долги энергетикам, выплата заработной платы, хотя последнее сегодня далеко не так актуально.

Я вхожу в состав городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, куратором которой до выборов нового мэра был Н. Уткин, сейчас это вице-мэр Н. Ренц. В комиссию входят представители — союза работодателей, ассоциации профсоюзов и мэрии.

— Задача трехсторонней комиссии все же контроль?

— Работа городской трехсторонней комиссии строится на принципах социального партнерства и ее цель — установление общих принципов проведения согласованной социально-экономической политики, направленной на рост благосостояния жителей города.

— Какие изменения в промышленной сфере произошли за минувшие три года?

— Много. В основном все предприятия работают. С каждым годом увеличивают объемы производства. Долги по зарплате снизились с 73 до 34 миллионов рублей в настоящее время. Словом, если есть подвижки — все в лучшую сторону. Многим предприятиям, работавшим на экспорт, помог дефолт 1998 года: прибыль выросла в три раза. Это касается предприятий химии — «Тольяттиазота», «Куйбшевазота», «Трансформатора» и других. Не говорю про АВТОВАЗ — там ситуация специфичнее. Однако зарплата на предприятиях, да и вообще по городу, не очень высоко поднялась. За девять месяцев 2000 года — на 26,6 процента. А индекс потребительских цен за тот же период составил 113 процентов. Таким образом доход граждан вырос не намного.

По словам Неклюдова, в последние годы наблюдался небольшой, но рост числа предприятий, производящих ту или иную продукцию. В каталоге, упоминавшемся выше, их ровно 70. По ассортименту продукции пальму первенства держат, естественно, предприятия пищевой промышленности, на втором месте — предприятия машиностроения и металлообработки. Значительное количество производится в Тольятти также стройматериалов и разнообразных химпродуктов. Не особенно изобилует на прилавках продукция местной легкой промышленности. Но есть ли смысл возвращаться к старой схеме, когда обязывали предприятия помимо основной продукции выпускать так называемые товары народного потребления? Резиновые сапоги, например, в придачу к каучуку на нашем заводе «СК». «Предприятию это было абсолютно невыгодно», — утверждает бывший руководитель гиганта химиндустрии, ныне советник мэра Николай Абрамов.

Ныне ассортимент продукции регулируется рынком и спросом.

Но вот сейчас мы подошли к актуальному вопросу инвестиций. Деньги столь желанных инвесторов (лучше, конечно, западных) могут помочь и в открытии нового, и в расширении уже действующего производства. Но как их получить?

— У нас еще срабатывает старое мышление, — констатирует с сожалением Геннадий Васильевич. — Мол, дайте нам денег, а мы сами найдем, как их использовать. Проекты составлять мы еще только учимся. А инвестор денег так просто не дает, он должен знать, кому, на что дает и когда вернет эти деньги с прибылью.

— Что же вы делаете: сами проекты разрабатываете или зарубаете неумело составленные другими?

— Мы их анализируем, рекомендуем доработать для достижения максимальной эффективности. Кроме того, сейчас составляем базовый сборник проектов, потом выделим особо значимые для города и будем их рекомендовать инвесторам.

— Значимость чем определяется?

— Возможностью производить больше необходимых горожанам товаров. Например, один предприниматель хочет выращивать грибы и консервировать. Нужны деньги для открытия консервной линии. Хорошее дело? Или другой пример. В городе есть предприятие, которое поставляет оптом поваренную соль в торговую сеть и сельское хозяйств. Оно разработало проект строительства линии фасовки и брикетирования. Стоит он около пяти миллионов долларов.

— Назовите какой-нибудь особо крупный проект.

— Пожалуйста. ЗАО «ВАЗинтерсервис» проектирует производство безкамерных шин для легковых автомобилей. Проект стоит 64 миллиона долларов и находится в каталоге области.

— Это действительно нужно городу?

— Проект согласован с АВТОВАЗом и одобрен. Производство шин «под боком» — это очень удобно. Не везти из того же Ярославля. Документы уже готовы, проект занесен в каталог…

Новое производство в Тольятти имеет несомненные плюсы: автозавод получает комплектующие по максимально низкой цене (нет расходов на транспортировку), городской бюджет — налоговые отчисления, тольяттинцы — рабочие места. Но и без минусов не обходится. Экологи еще скажут свое веское слово. А по мнению Николая Вартановича Абрамова, для народного хозяйства было бы выгоднее оснастить современным оборудованием ныне существующие и действующие вполсилы шинные заводы в Ярославле, Нижнекамске и Воронеже. Мнений может быть несколько, а их анализ должен быть объективным и скрупулезным. Сегодня такое понятие, как единое народное хозяйство, стало довольно абстрактным. Гораздо конкретнее и ближе — «своя рубашка», нужды родного автозавода и города. Рынок диктует новые правила, по которым выбор за самостоятельными предприятиями. Если проект окупается и это очевидно — новому заводу быть. Были бы деньги.

Фото: Сергей ОРЕХОВ

Автор: Надежда БИКУЛОВА

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: