7 сентября 2000 12:45
10180

Александр Елкин: Через год поднять «Курск» будет невозможно


Несмотря на отчаянные усилия тольяттинских подводников из клуба «Нептун», бюрократы и злополучные обстоятельства так и не дали экспедиции поднять торпедный катер Г-5, 47 лет пролежавший на дне Керченского пролива.

По понятным причинам беседа с начальником экспедиции Александром Елкиным касалась и недавней катастрофы атомной субмарины «Курск». Тем более, о компетенции собеседника говорит уже тот факт, что Севастопольский музей Черноморского военно-морского флота предложил его команде в будущем году обследовать подлодку Щ-204, затонувшую в 41-ом в Варнинском заливе в Болгарии.

Но по порядку.

— Экипировались мы по полной программе, — рассказывает Александр Елкин. — Тридцатитонные понтоны для подъема судна, специальные эжекторы для размывания тоннеля под днищем, подводные полотенца для подъема и дельталет для разведки затонувших объектов с высоты. В случае удачи девятнадцатиметровый катер был бы установлен в техническом музее ВАЗа, при этом автозавод согласился оплатить все расходы по экспедиции.

Координаты катера нам давно известны, поэтому нашли сразу. Правда на глубине семь метров там заиленность страшная. Дотронешься рукой до грунта — присасывает со страшной силой. Короче говоря, подмыли тоннелю, установили эжектор, чтобы всю эту гадость откачать, закрепили понтоны и дали нагрузку двадцать тонн. Турецкие крепежные карабины, купленные за пятьсот рублей на тольяттинском хозяйственном рынке гнуло и рвало как канцелярские скрепки, хотя рассчитаны они на более серьезную нагрузку. Кстати, вес самого катера — четырнадцать тонн. Плюс неразорвавшиеся торпеды, причем одна надвое разломана, а остальные лежат в стороне от катера. Что делать? Едем в Керчь за плавкраном, их там несколько, правда ни один не сдан регистру и в море выйти не может. А у нас сроки поджимают. И хоть мэр Керчи Осадчий сделал для нас письменную просьбу, в Керченском порту дали от ворот поворот. А мы уже договорились с ветеранами, чтобы поднять объект к Дню ВМФ, собрали две с половиной тысячи долларов. Там крану-то поработать было несколько часов…

А тут еще неразбериха с границами в Керченском проливе. Наши и украинские пограничники чего-то там не согласовали и группу аквалангистов на катере задержал украинский сторожевой корабль. Потом устроили чуть ли не встречу на Эльбе, передавали наших аквалангистов в Россию по описи вместе с катером. А время-то идет.


Еще одна группа работала по эсминцу «Смышленый». Но по тем координатам, что нам дали лежит какой-то сухогруз. Четыре последних дня посвятили работе торпедным катером. Рядом там лежит бот ПВО, битком набитый боеприпасами, пулеметами, автоматами, винтовками. Была даже сорокапятимиллиметровая пушка, бутылка с машинным маслом и… даже самовар.

— А сколько человек входило в состав экспедиции?

— Тридцать, но так сказать, боевая группа аквалангистов — десять в нее, кстати, входили бывший вице-мэр Вячеслав Волков и экс-депутат гордумы Борис Липатников. Остальные — так праздноматающиеся.

— Сколько аквалангистов спускались под воду одновременно?

— Максимальная группа — четыре человека, иначе там так намутишь, что ничего не будет видно. С воздуха мы пытались найти останки храма Ахилла, нашли с дельталета какую-то колонну в километрах двадцати от берега. Но что успеешь за пару недель? Вот нас журналисты опрашивают, что вы там видели. да ничего особенного. Лежат какие-то камни, черепки, стоят стены. Возможно там что-то и есть в тоще песка. На западе, к примеру, подобные экспедиции стоят два миллиона долларов. И длится она примерно год. Наш бюджет был — четыре тысячи долларов. Вот и считайте. И если уж о стоимости подводных экспедиций, в частности о подъеме подводных объектов. Официально объявленная стоимость подъема погибшей подложки «Курск», растиражированная СМИ, мягко говоря, неправда. Во всем мире и по всем справочникам подводного дела расходы подъема любого судна составляют — пятьдесят процентов его стоимости. Стоимость «Курска» — миллиард долларов.

В 83-ем году Англия в Баренцевом море поднимала золото с крейсера «Эдинбург», затопленного во время второй мировой войны. Там было пять тонн золота, отправленного из Советского Союза по лэндлизу. Глубина — двести тридцать пять метров и постоянная болтанка. Они опустили колокол со специального судна, корректировавшего свое положение при помощи спутника, пробили в броне дыру в башне главного калибра и с прожекторами, разгребая кипы пороха, вытащили все золото, не считая куда-то девавшихся двухсот килограммов. Так что объявленные нашими проблемы с работой на глубине сто метров это тоже, мягко говоря, неправда. Скорее амбиции военных.

— Но заявлялось и о том, что в России нет специалистов и подводного снаряжения?

— А куда же они делись? У военных, может быть и нет. Мы предложили военным водолазам вместе поработать в Керченском проливе. А у них тяжеленные скафандры — трехболтовки. Это же первобытный век. В них хорошо часов пять на глубине что-нибудь пилить, в нем не холодно, но для обследования подводных объектов нужно другое снаряжение. Сверхглубоководный гидрокомбинезон СВГ-200, в котором можно работать на глубине 200 метров, выпускался у нас. Сто метров для такого костюма это семечки. Изобретенная и впервые примененная в России гелиево-кислородная смесь позволяет пребывание на глубине двести метров — четыре часа.

— Недавно заместитель председателя правительства Илья Клебанов заявил, что на «Курске» не было каких-то сверхсекретных торпед, испытание которых могло повлечь гибель субмарины.

— Согласен, торпеды с боевым зарядом вообще не используются на учениях. Ну а детонация… Вот смотрите, на торпедный катер Г-5, с разрушенным кормовым отсеком, где у него были торпеды. Мы нашли на дне обломок немецкой мины, ставшей причиной его гибели. Одна торпеда разломлена пополам, другие лежат целехонькие. Какая там детонация, у каждой торпеды есть система предохранителей, тем более у нынешних. Думаю, причина в столкновении с другой субмариной, про обнаруженные не нами бело-зеленые буйки уже говорили. Вопрос — куда они делись? Это к военным.

— Александр, как вы оцениваете возможность подъема подводной лодки?

— Я сам опускался на пассажирский лайнер «Нахимов», лежащий на глубине пятьдесят метров. Мы его эхолотом нашли. Течение в том районе столь же сильное как и в Баренцевом море. Когда он затонул, останки погибших лежали на грунте и внутри судна. По требованию родственников военные водолазы стали поднимать тела. Полезли со своими трехболтовками внутрь корабля. Двух водолазов-мичманов потеряли, при том, что на «Нахимове» широченные проемы.

Одному шланг передавило — задохнулся. У другого закрылся сердечный клапан. В возрасте мужик был, может увидел там чего. Прошло двадцать дней с момента гибели лайнера. Тела погибших грузили в сетки, от морской воды они разваливались.

Длина лайнера, замечу — 196 метров. Это больше, чем длина «Курска». Ширина субмарины — восемнадцать метров. Рыть тоннели на стометровой глубине, чтобы поднять ее на понтонах — это займет далеко не один месяц. Через год лодка весом пятнадцать тысяч тонн, лежащая на грунте, присасывается так, что увеличивается в весе на тридцать процентов. Задача чрезвычайно сложная.

— Вернемся к вашей экспедиции.

— Для музея техники ВАЗа мы привезли кое-какие экспонаты, извлеченные со дна Керченского пролива.

Мы постоянно собираем все архивные сведения о затонувших в Черном море объектах. Если повезет, очень хотелось бы найти подводную лодку «Малютку» М/Ф.-118. Судьба у нее весьма неприятная. В Жеребьянской бухте во время войны она затопила немецкий транспорт «Зальцбург» с двумя с половиной тысяч советских пленных на борту. Командир ее, конечно, мог о них не знать. Лодку тоже затопили, но где? С тех пор она считается пропавшей без вести.

Там вообще много интересных объектов. Нов ближайшее для нас — поездка в октябре Тимань на Международный симпозиум «Боспорско-Химерийское царство». Американцы с французами заинтересовались нашими методами поиска и разведки объектов подводной археологии.

— Удачи вам!


Беседовал
Валерий БЛИЗНЕЦОВ

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: