11 сентября 2012 10:34
9591

Безопасность пассажиров гарантируют законом

 

Тарифы на «жизнь». Возможность законодательно закрепить ответственность перевозчиков перед пассажирами рассматривалась еще десять лет назад. Но настоящая работа над этим документом началась лишь в 2008 г., когда за него взялся Минтранс. Давно, казалось бы, пора ввести такой обязательный вид страхования: соответствующее законодательство действует во многих странах мира, в том числе у транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова). Но на стадии разработки проект вызывал слишком много вопросов.

Важно, что законопроект принципиально меняет отношение к пассажирам. С его принятием на всех видах пассажирского транспорта пассажир может рассчитывать на страховое возмещение в пределах 2 млн рублей. Сегодня такую компенсацию выплачивают лишь пострадавшим на воздушном транспорте, это страхование предусмотрено Воздушным кодексом. Как только документ вступит в силу, ответственность будет распространяться на перевозчиков всеми видами транспорта – городского, пригородного, междугородного, морского и речного. Единственной обязанностью пассажира, который может рассчитывать на адекватную страховую защиту, будет лишь покупка билета.

Согласно закону об обязательном страховании ответственности перевозчика, который начнет действовать с 2013 г., выплаты пассажирам составят от 23 тыс. до 2 млн 25 тыс. рублей. «Самые высокие тарифы установлены для морского транспорта — премия на одного пассажира определена в размере 22,48 — 45,25 руб., далее следует воздушный транспорт — 9,87-19,87 руб., – рассказывает руководитель направления управления страхования ответственности строительных организаций и договорной ответственности ОАО СК «Альянс» Алексей Алькин. — За ними идут междугородние и международные автобусные перевозки — 9,14 — 18,40 руб.; внутренний водный транспорт – 8,66 — 17,42 руб.; пригородные автобусные перевозки – 1,34 — 2,70 руб.; перевозки поездами дальнего следования — 1,05 — 2,11 руб.; перевозки городским автобусом — 0,43 — 0,87 руб., троллейбусом — 0,33 — 0,67 руб., трамваем — 0,15 — 0,31 рубля. Закон предусматривает лишь нижнюю границу суммы возмещения вреда, т.е. перевозчик по своему усмотрению может увеличить лимит по каждому из рисков».

Существующее личное страхование, а это прописанные, скажем, в железнодорожном билете 50 руб. страхового взноса (на поезд Москва — Самара), покрывается мизерной суммой – в 12 тыс. руб., то есть 120 МРОТ (в данном случае МРОТ – это коэффициент для начисления штрафов, расчета тарифов и т.п., и равен он 100 руб.). В 1994 г., когда оговаривалась эта компенсация, такие деньги еще чего-то стоили, по нынешним меркам они просто смешны.

Единственный, кто не обязан страховать свою ответственность в рамках этого закона, – метрополитен. Однако в случае нанесения вреда пассажиру «подземка» обязана будет выплатить ему компенсацию в тех же размерах, что и при страховании ответственности других перевозчиков.

«Вполне логично требование к выплате компенсации для владельцев метрополитена, – поясняет руководитель департамента по страхованию имущественных рисков и ответственности Страховой группы «УРАЛСИБ» Мария Барсова. – В этом направлении складывается достаточно интересная ситуация, ведь в рамках метрополитена частично действует закон об обязательном страховании опасных объектов. Такие объекты, как эскалаторы и дистанция метрополитена, являются опасными объектами и подпадают под действие соответствующего закона».

Кроме того, действие закона не распространяется на легковое такси. Его пассажиры по-прежнему будут защищены только по ОСАГО. Что касается рисков, то они стандартны. «В положениях 67-ФЗ прописана ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, а также имуществу пассажиров, – сообщает Мария Барсова. – Риск причинения вреда здоровью, по нашему мнению, будет самым распространенным».

В пользу страхователя

Идеология закона построена таким образом, чтобы человек мог получить компенсацию с минимальными хлопотами, с понятным уровнем документов, которые он должен представить в страховую компанию. «Сама фраза «автоматизм выплат», которая была принята в качестве лозунга, сопровождающего этот закон, предполагала именно наличие простой и понятной каждому человеку, умеющему читать, процедуры получения возмещения от страховщика, – отмечает начальник управления корпоративного обслуживания компании «Ингосстрах» Сергей Закройщиков. – То есть когда человек не ищет во всех возможных источниках, куда пойти, к кому обратиться. И так далее. Когда у него есть очень простая инструкция, размещенная, например, в автобусе или на сайте того же самого профобъединения, когда он одним звонком может заявить свой страховой случай, выслушать инструкцию и, собрав минимальный набор необходимых документов, предъявить их в страховую компанию, получить возмещение в установленные законом сроки».

Предполагается, что страхование ответственности перевозчиков будет осуществляться посредством электронных полисов. И это позволит страховщикам наладить эффективный и оперативный контроль процесса заключения договоров, в режиме «онлайн» проверять, застрахован ли конкретный объект. «Благодаря четко отлаженной работе информационной системы Национального союза страховщиков ответственности на примере страхования опасных объектов мы видим достаточно преимуществ в принципе реализации электронных полисов, – констатирует Мария Барсова. – И рассчитываем на то, что в рамках закона страховщики смогут отказаться от бланков строгой отчетности».

Сегодня объединение страховщиков, планирующих участвовать в новом виде страхования, формирует принципы регистрации сертификатов и предоставления информации об объекте страхования в общую автоматизированную информационную систему, которая будет интегрироваться в существующие IT-платформы.

Введение закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика будет способствовать и повышению безопасности на дорогах, поскольку перевозчики будут материально мотивированы на уменьшение страховых случаев. Но не слишком ли высокой для частников будет цена? Кто-то, возможно, просто уйдет с рынка, а иные переложат издержки на пассажиров, просто включив страховку в стоимость билета. «Сегодня страховой тариф, например, на междугородние перевозки составляет полтора рубля, – рассказывает индивидуальный предприниматель Светлана Макарова. – Соответственно, эта сумма уже заложена в стоимость билета. Будут ли адекватными тарифы страховщиков с принятием закона, пока не вполне ясно. Если они поднимутся до, скажем, тысячи рублей, это будет невыгодно ни перевозчикам, ни пассажирам». Что касается государственных компаний, которые обеспечивают практически весь городской и железнодорожный транспорт, то там тарифы жестко регламентируются и согласовываются с правительством региона, поэтому повысить тарифы будет труднее.

Первыми повышение тарифов ощутят, по мнению экспертов, авиапассажиры и пассажиры водного транспорта. Последними – пассажиры городского транспорта. Скорее всего, рост стоимости транспортных услуг произойдет не сразу после принятия новых правил игры на рынке. «Тарифы по многим видам перевозок устанавливаются государством, и их изменение возможно лишь в период общей индексации цен на услуги по перевозке, – подытоживает Алексей Алькин. – Что касается частных компаний, то это вопрос к их экономической и маркетинговой политике».

 

Источник: Волжская коммуна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: