1 марта 2000 15:17
9885

Детский лепет — это серьезно

Очень часто родители обращают внимание на недостатки речи ребенка только тогда, когда он начинает готовиться к школе. Увы, они опоздали на целых шесть лет, потому что целенаправленно заниматься этим надо уже с рождения. Любая задержка в становлении речи отрицательно сказывается на общем развитии ребенка: ему труднее познавать окружающий мир, полноценно общаться, а это в свою очередь ухудшает его эмоционально-психическое состояние.

К сожалению, родители все чаще сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не начинает вовремя говорить или говорит очень плохо для своего возраста. В семьях относятся к этому по-разному: одних волнует то, что годовалый малыш знает лишь несколько слов, другие остаются спокойными, несмотря на то, что трехлетний малыш не может произнести простейшую фразу, а его словарный запас состоит лишь из небольшого количества обиходных выражений. Такие родители, как правило, считают, что рано или поздно он все равно заговорит и догонит своих сверстников.

Нормально развивающийся ребенок произносит первые слова в 8-9 месяцев. Если ему больше 15 месяцев и он не произносит ни одного слова, нужно бить тревогу!

Возможно, вас удивят данные Института дефектологии, но тем не менее недоразвитием речи страдает каждый третий ребенок. Причин тому много. Это и неблагоприятный экологический фактор, и стрессовое состояние родителей, и различные осложнения во время беременности и родов, и «плохая» наследственность, и неграмотность взрослых в вопросах раннего развития малыша. А ведь от того, насколько правильна речь ребенка, зависит, как он будет учиться в школе. И если вовремя не обратить внимания на недостатки речи, они могут принять устойчивый, а иногда и необратимый характер. Но если помощь ребенку будет оказана своевременно, эти серьезные проблемы можно успешно решить. И задача родителей — создать благоприятные условия для развития малыша, начиная с самого раннего возраста.

Маме надо быть внимательнее к своему крохе, если он относится к группе риска (неблагоприятное протекание беременности, асфиксия, родовая травма, длительная желтуха, недоношенность, малый вес ребенка при рождении). Родителям также следует знать об огромном влиянии их эмоционального общения с малышом на становление его речи.

Уже с первых недель жизни малыша необходимо развивать его слух, внимание, двигательные навыки, а для этого — разговаривать и играть с ним.

Для крохи очень важно слышать обращенные к нему слова близкого человека, так как развитие речи зависит прежде всего от состояния слуха: малыш сначала прислушивается к звукам, отыскивает взглядом их источник, а затем поворачивает голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, и пытается самостоятельно воспроизводить звуки. Гуление и лепет — это первый опыт речевого общения со взрослым.

Если родители замечают, что четырехмесячный малыш издает только однообразные редкие и тихие звуки, если его гуление и крик недостаточно интонационно выразительны, если малыш не радуется общению со взрослыми — это уже повод для обращения к специалистам.

Правильное кормление, как ни покажется вам странным, тоже влияет на успешное речевое развитие. Если родители дают детям только протертую, мягкую пищу, то мышцы, активно участвующие в произношении звуков, оказываются слабыми, ленивыми. Обязательно включайте в рацион подросшего малыша такие продукты, которые необходимо жевать.

Также обращайте внимание на то, насколько ловок ваш ребенок: чем выше его двигательная активность, тем лучше развивается речь. Особенно тесная взаимосвязь существует между речью и движениями пальцев рук. Поэтому, играя со своим ребенком, учите его загибать и разгибать пальчики, перебирать мелкие предметы, складывать мозаику и т.д.

Частенько главными «воспитателями» в семье становятся телевизор или компьютер. Конечно, в какой-то степени они обеспечивают ребенку новые впечатления, расширяют кругозор, но прежде всего создают дефицит общения. А это одна из главных причин возникновения недостатков речи. К сожалению, сегодня редко кто из родителей читает детям «Курочку Рябу», «Репку», «Колобка», недооценивая народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение в русских народных сказках. Оказывается, несмотря на их простоту, там заложено гораздо больше важных для малыша развивающих моментов, чем в любом самом увлекательном зарубежном мультфильме.

Читайте эти сказки нараспев, рассказывайте их вашему карапузу снова и снова, разыгрывайте их вместе с ним. Постепенно он не только запомнит последовательность событий и уловит логическую связь между ними, но и научится эмоционально сопереживать героям и впитает мелодику русской речи, ее особенный ритмический рисунок. Не бойтесь — они не надоедят вашему ребенку.

Хочется еще раз подчеркнуть, как важно не упустить время и правильно заниматься с малышом уже в раннем возрасте. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, свидетельствуют, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток.

Все люди (мы не говорим сейчас о патологических отклонениях) рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на взрослых, которые их воспитывают.

У нас принято уделять много внимания вопросам обучения детей старшего дошкольного возраста. Но, как показывают современные исследования, к этому времени развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направлять свои усилия на развитие малышей более раннего возраста?

Безусловно, обучение малышей — чрезвычайно важная и сложная задача, здесь не может быть готовых формул. К сожалению, родители часто забывают о том, что ребенок легко выучит то, что ему интересно. Общепринятая система обучения, основанная на возрастной традиции, не всегда оправдывает наши ожидания, поэтому все чаще родители отдают предпочтение не массовым детским садам с переполненными группами, а альтернативным, где созданы условия для развития каждого ребенка по индивидуальной программе.

Одно из таких учреждений — детский сад «Солнечный круг», где я работаю. Здесь сложилась столь необходимая для успешной работы атмосфера взаимопонимания между педагогами и родителями. Ведь для того чтобы детский сад стал для малыша не просто уютным и теплым домом, а первым в его жизни по-настоящему образовательным учреждением, нужна особая атмосфера доверия и творчества. Мало быть квалифицированными педагогами, компетентными специалистами, внимательными и грамотными родителями. Необходимо быть единомышленниками. Можно сказать, что у нас сложилась команда, состоящая из знающих свое дело профессионалов и заботящихся о будущем своих детей родителей.

Юлия Михайлина,
логопед-дефектолог.

«Няня»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: