18 апреля 2012 12:03
11101

Директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова — о сложностях и планах развития

«Филармония в статусе муниципального учреждения — это редкость для России»

В апреле Тольяттинская филармония отмечает свой 20-летний юбилей. Весь творческий путь филармонии — это планомерная работа по развитию концертной деятельности.

Сегодня здесь работают четыре профессиональных коллектива: симфонический, джазовый оркестры, оркестр русских народных инструментов и камерный хор «Гармония». Установлены эффективные творческие отношения со многими российскими филармониями и артистами, действует система перспективного планирования, увеличилось количество абонементов с трех   в 2005 году до 16 видов  в 2011 году

Ежегодно слушателям представляется широчайшая панорама мировой музыкальной культуры разных эпох, стилей и жанров; палитра лучших отечественных и зарубежных исполнительских школ.

С 2006 года филармония является  членом  Союза концертных организаций России и Ассоциации симфонических оркестров России. С 2007 года проводится крупнейшая  филармоническая  акция — Ярмарка-продажа абонементов.          

Как отмечает директор филармонии Лидия Семенова, Тольятти  лишился бы существенной части культурной жизни, если бы городские власти в 1992 году  не приняли решение о придании филармонии статуса муниципального учреждения. О том, как сейчас филармония строит свою работу, о сложностях современного этапа и запросах публики  она рассказала в интервью «P.S.».

 — Что вы считаете главным достижением филармонии за 20 лет?

 — Сам факт наличия в Тольятти филармонии уже само по себе большое достижение. По рангу Тольятти не положено иметь свою филармонию, так как город не является центром субъекта федерации. Наша филармония была открыта в 1980 году как филиал Самарской филармонии. В этот период Тольятти активно развивался в связи со строительством ВАЗа и был большой запрос на культуру.

Возникла потребность видеть, изучать прекрасное, и это подталкивало строить и открывать в городе музыкальные школы, кинотеатры, выставочные залы, дворцы культуры, библиотеки.  Создать культуру только на основе гастролей невозможно,  и в 1992 году городскими властями было принято решение об открытии собственной филармонии. Это был верный шаг, в противном случае у нас бы не появился свой симфонический оркестр и  другие коллективы.  Сейчас у нас работают более 150 достойных музыкантов и очень важно сохранить то, что мы имеем.

Конечно, хочется более интенсивного развития. Мы следим за молодыми тольяттинскими музыкантами, которые уезжают учиться в другие города. Хотелось бы пригласить их в наши оркестры, но вряд ли лауреатов международных и российских конкурсов  заинтересует зарплата в 5-8 тыс. рублей. Кстати, с помощью Фонда Спивакова мы провели цикл концертов с участием тольяттинцев Я.Чашникова, Л. Цаликовой, О. Кирпичевой, каждый год играет К.Окуджава.

 — Как за последнее время изменилась схема финансирования филармонии?

 — После того, как в результате принятия ряда федеральных законов город лишился части доходов в виде налогов, финансирование филармонии тоже сократилось. Сейчас из городского бюджета выделяются в основном средства на заработную плату сотрудникам филармонии и на коммунальные расходы. Если сравнивать с Самарской филармонией, то зарплаты наших музыкантов ниже раза в три. Этот факт вызывает у нас беспокойство, ведь люди, проучившиеся столько лет, уходят из профессии. Если так будет продолжаться, мы потеряем и эти 150 человек.

Итак, если продолжить разговор об истории, то в 2004 году филармония обрела собственное  здание с концертным залом в Центральном районе города  — ДК «Юбилейный». 

С этого времени началось активное развитие концертной деятельности. Мы  самостоятельно обеспечиваем свой производственный процесс: приезд музыкантов, рекламная поддержка мероприятий. Концертный отдел старается минимизировать расходы,  но у каждого концерта есть своя «экономика», от которой зависит цена на билеты. В целом по городу наши цены можно назвать «социально-ориентированными». В среднем цена билета на гастрольные концерты — от 250 до 750 руб.,  на концерты  наших коллективов от 150 до 350 руб. На посещаемость в последнее время мы не жалуемся, к аншлагам начинаем привыкать. После включения в систему электронных продаж, начали приезжать из других городов и даже соседних областей, и не только потому, что в Самаре билеты уже разобрали, иногда едут на концерт известного солиста, который  проходит только в Тольятти в сопровождении одного из наших оркестров.

Если в 2009 году при плане в 6 млн рублей филармония смогла заработать лишь около 4 млн, то в 2010 году доходы составили 7 млн рублей. Однако доходы не стоит путать с чистой прибылью. Как уже говорилось выше, мы сами покрываем свою производственную деятельность, из этих же средств стараемся повысить зарплату и нашим музыкантам. К сожалению, этого все равно недостаточно, чтобы обеспечить достойный уровень жизни.

 — Какова аудитория филармонии? 

 — Если во время исполнения многочастного произведения в зале раздаются аплодисменты, нас это радует,  значит, в зале есть новые слушатели. Радует, что все больше приходит молодежи. Старшее поколение предпочитает  романсовые вечера, концерты Русского оркестра. Все чаще замечаем  в зале французских инженеров, работающих на ВАЗе.

С каждым годом растет посещаемость семейного абонемента, мамы приходят чуть ли не с грудничками на руках. Интересно, что форма литературно-музыкальных композиций нравится не только детям, но и пожилым  людям,  которых мы также замечаем на концертах. 

В 2011 году совместно с департаментами образования и культуры была создана программа «Мир искусств — детям»,  в филармонии в октябре состоялся Первый городской форум родительской общественности. Это позволило вернуть традицию посещения концертов целыми классами.

Второй год существует Филармонический Дамский Клуб, который провел несколько благотворительных акций: за два года были выкуплены и подарены 135 абонементов детям с ограниченными возможностями и оказавшимся в сложной жизненной ситуации. С нетерпением ждем, когда зацветет сирень, которую члены ФДК посадили во дворике филармонии осенью. Но главное — распространение информации о концертах, привлечение новых слушателей.

Каждый год, проводя анкетирование слушателей, отмечаем, что наша аудитория возрастает примерно на тысячу человек.  

 — Какие проблемы для филармонии являются наиболее острыми? 

 — Для дальнейшего развития нужно выходить за пределы города, участвовать  в фестивалях. Гастроли — это естественный необходимый процесс и стимул для  музыкантов и дирижеров. К примеру,  у нас единственный в области джазовый оркестр, и возможности наших коллективов нужно использовать для развития культуры всего Самарского региона.

Остро стоит транспортная проблема.  Наш транспортный «цех» — это два автомобиля:  «Волга» 2007 года выпуска  и  проржавевшая «десятка» 2001 года. Парадоксально для автомобильной столицы, верно? Мы принимаем именитых музыкантов, и степень технической оснащенности должна быть соответствующей.

Мы обратились на АВТОВАЗ с просьбой выделить филармонии машину по программе испытаний, раньше у нас  был  такой микроавтобус «минивэн».  Пока же мы вынуждены просить знакомых, у которые более приличные машины, чтобы они довезли  из аэропорта  наших гостей.

Еще одна проблема — 100%-ный износ звуковой  и световой аппаратуры (ее закупали в 2007году). Мы уже не соответствуем требованиям райдеров артистов и вынуждены на ряд концертов арендовать звуковую аппаратуру.

 —  В чем специфика формирования концертных планов?

 — Основа планирования — программы наших коллективов. В июне следующий сезон обретает очертания, выстраивается календарно. А это 100 и более концертов. В сентябре все это многообразие предлагаем слушателям на Ярмарке-продаже абонементов. Приятно, что в этом сезоне у нас не было ни одного срыва или переноса абонементных концертов. Преимущество имеют концерты, выстроенные в гастрольную «цепочку», это минимизирует расходы.

Ежедневно получаем электронные письма, звонят артисты, продюсеры. Сейчас у нас 106 таких предложений. Слушаем записи, читаем биографии, ищем в Интернете отзывы…  Принять всё невозможно. Очень важно предугадать спрос,  вызовет ли  концерт интерес  слушателей. Каждый сезон привозим новые имена, артистов, которые еще не выступали в нашем городе. В этом сезоне открыли для города ансамбль «Хуун-Хур-Ту», контр-тенора  Олега Безинских, рок-певицу Ольгу Арефьеву, джазовых вокалистов Джейми Дэвиса и Кенни Вашингтона из США, дирижера Оливье Гранжана из Франции. 

Я бы отметила, что тольяттинская публика любит нечто необычное и зарубежных музыкантов. Недавно  с симфоническим оркестром играла  молодая японская  скрипачка Аяко Танабэ — за неделю до концерта все билеты были проданы. Среди российских музыкантов есть исполнители такого же класса и даже выше, но такой ажиотаж «на своих»  наблюдается  не всегда.

В заключение хочется подчеркнуть, что мы работаем, прежде всего, для тольяттинцев, чтобы жизнь  их была наполнена яркими впечатлениями, высокой духовностью и красотой.

Резюме

Лидия Семенова

Родилась 5 октября 1959 года в г. Похвистнево Куйбышевской обл.

В 1978 году с отличием окончила Тольяттинское музыкальное училище, в 1984 — Уфимский институт искусств, отделение специального фортепиано.

1984-1992 ГГ. работала в ДМШ № 5 при Тольяттинском музыкальном училище в должности заведующего отделением фортепиано.

1992-1996 ГГ. — руководила Лабораторией музыкально-эстетического воспитания управления культуры Автозаводского района.

1996-1998 ГГ. —  работала в Центре социо-культурных программ управления культуры мэрии г. Тольятти, руководила городской благотворительной программой «Новые имена Тольятти». 

1999-2001 ГГ. — заведующий информационно-методическим отделом, затем — главный специалист отдела анализа, мониторинга и прогнозирования сферы культуры департамента культуры мэрии.

С декабря 2001 года по июнь 2002 года —  работала в МБФ Владимира Спивакова в г. Москва заместителем директора по программно-проектной деятельности.

В 2002 году стала инициатором создания и директором некоммерческого партнерства «Молодежный симфонический оркестр Поволжья».

С 2009 года  —  член Общественной комиссии по присуждению звания «Почетный гражданин города Тольятти».

С  2010 года  —  директор Тольяттинской филармонии.

 

 

Источник: Газета "Постскриптум"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: