«Филармония в статусе муниципального учреждения — это редкость для России»
В апреле Тольяттинская филармония отмечает свой 20-летний юбилей. Весь творческий путь филармонии — это планомерная работа по развитию концертной деятельности.
Сегодня здесь работают четыре профессиональных коллектива: симфонический, джазовый оркестры, оркестр русских народных инструментов и камерный хор «Гармония». Установлены эффективные творческие отношения со многими российскими филармониями и артистами, действует система перспективного планирования, увеличилось количество абонементов с трех в 2005 году до 16 видов в 2011 году
Ежегодно слушателям представляется широчайшая панорама мировой музыкальной культуры разных эпох, стилей и жанров; палитра лучших отечественных и зарубежных исполнительских школ.
С 2006 года филармония является членом Союза концертных организаций России и Ассоциации симфонических оркестров России. С 2007 года проводится крупнейшая филармоническая акция — Ярмарка-продажа абонементов.
Как отмечает директор филармонии Лидия Семенова, Тольятти лишился бы существенной части культурной жизни, если бы городские власти в 1992 году не приняли решение о придании филармонии статуса муниципального учреждения. О том, как сейчас филармония строит свою работу, о сложностях современного этапа и запросах публики она рассказала в интервью «P.S.».
— Что вы считаете главным достижением филармонии за 20 лет?
— Сам факт наличия в Тольятти филармонии уже само по себе большое достижение. По рангу Тольятти не положено иметь свою филармонию, так как город не является центром субъекта федерации. Наша филармония была открыта в 1980 году как филиал Самарской филармонии. В этот период Тольятти активно развивался в связи со строительством ВАЗа и был большой запрос на культуру.
Возникла потребность видеть, изучать прекрасное, и это подталкивало строить и открывать в городе музыкальные школы, кинотеатры, выставочные залы, дворцы культуры, библиотеки. Создать культуру только на основе гастролей невозможно, и в 1992 году городскими властями было принято решение об открытии собственной филармонии. Это был верный шаг, в противном случае у нас бы не появился свой симфонический оркестр и другие коллективы. Сейчас у нас работают более 150 достойных музыкантов и очень важно сохранить то, что мы имеем.
Конечно, хочется более интенсивного развития. Мы следим за молодыми тольяттинскими музыкантами, которые уезжают учиться в другие города. Хотелось бы пригласить их в наши оркестры, но вряд ли лауреатов международных и российских конкурсов заинтересует зарплата в 5-8 тыс. рублей. Кстати, с помощью Фонда Спивакова мы провели цикл концертов с участием тольяттинцев Я.Чашникова, Л. Цаликовой, О. Кирпичевой, каждый год играет К.Окуджава.
— Как за последнее время изменилась схема финансирования филармонии?
— После того, как в результате принятия ряда федеральных законов город лишился части доходов в виде налогов, финансирование филармонии тоже сократилось. Сейчас из городского бюджета выделяются в основном средства на заработную плату сотрудникам филармонии и на коммунальные расходы. Если сравнивать с Самарской филармонией, то зарплаты наших музыкантов ниже раза в три. Этот факт вызывает у нас беспокойство, ведь люди, проучившиеся столько лет, уходят из профессии. Если так будет продолжаться, мы потеряем и эти 150 человек.
Итак, если продолжить разговор об истории, то в 2004 году филармония обрела собственное здание с концертным залом в Центральном районе города — ДК «Юбилейный».
С этого времени началось активное развитие концертной деятельности. Мы самостоятельно обеспечиваем свой производственный процесс: приезд музыкантов, рекламная поддержка мероприятий. Концертный отдел старается минимизировать расходы, но у каждого концерта есть своя «экономика», от которой зависит цена на билеты. В целом по городу наши цены можно назвать «социально-ориентированными». В среднем цена билета на гастрольные концерты — от 250 до 750 руб., на концерты наших коллективов от 150 до 350 руб. На посещаемость в последнее время мы не жалуемся, к аншлагам начинаем привыкать. После включения в систему электронных продаж, начали приезжать из других городов и даже соседних областей, и не только потому, что в Самаре билеты уже разобрали, иногда едут на концерт известного солиста, который проходит только в Тольятти в сопровождении одного из наших оркестров.
Если в 2009 году при плане в 6 млн рублей филармония смогла заработать лишь около 4 млн, то в 2010 году доходы составили 7 млн рублей. Однако доходы не стоит путать с чистой прибылью. Как уже говорилось выше, мы сами покрываем свою производственную деятельность, из этих же средств стараемся повысить зарплату и нашим музыкантам. К сожалению, этого все равно недостаточно, чтобы обеспечить достойный уровень жизни.
— Какова аудитория филармонии?
— Если во время исполнения многочастного произведения в зале раздаются аплодисменты, нас это радует, значит, в зале есть новые слушатели. Радует, что все больше приходит молодежи. Старшее поколение предпочитает романсовые вечера, концерты Русского оркестра. Все чаще замечаем в зале французских инженеров, работающих на ВАЗе.
С каждым годом растет посещаемость семейного абонемента, мамы приходят чуть ли не с грудничками на руках. Интересно, что форма литературно-музыкальных композиций нравится не только детям, но и пожилым людям, которых мы также замечаем на концертах.
В 2011 году совместно с департаментами образования и культуры была создана программа «Мир искусств — детям», в филармонии в октябре состоялся Первый городской форум родительской общественности. Это позволило вернуть традицию посещения концертов целыми классами.
Второй год существует Филармонический Дамский Клуб, который провел несколько благотворительных акций: за два года были выкуплены и подарены 135 абонементов детям с ограниченными возможностями и оказавшимся в сложной жизненной ситуации. С нетерпением ждем, когда зацветет сирень, которую члены ФДК посадили во дворике филармонии осенью. Но главное — распространение информации о концертах, привлечение новых слушателей.
Каждый год, проводя анкетирование слушателей, отмечаем, что наша аудитория возрастает примерно на тысячу человек.
— Какие проблемы для филармонии являются наиболее острыми?
— Для дальнейшего развития нужно выходить за пределы города, участвовать в фестивалях. Гастроли — это естественный необходимый процесс и стимул для музыкантов и дирижеров. К примеру, у нас единственный в области джазовый оркестр, и возможности наших коллективов нужно использовать для развития культуры всего Самарского региона.
Остро стоит транспортная проблема. Наш транспортный «цех» — это два автомобиля: «Волга» 2007 года выпуска и проржавевшая «десятка» 2001 года. Парадоксально для автомобильной столицы, верно? Мы принимаем именитых музыкантов, и степень технической оснащенности должна быть соответствующей.
Мы обратились на АВТОВАЗ с просьбой выделить филармонии машину по программе испытаний, раньше у нас был такой микроавтобус «минивэн». Пока же мы вынуждены просить знакомых, у которые более приличные машины, чтобы они довезли из аэропорта наших гостей.
Еще одна проблема — 100%-ный износ звуковой и световой аппаратуры (ее закупали в 2007году). Мы уже не соответствуем требованиям райдеров артистов и вынуждены на ряд концертов арендовать звуковую аппаратуру.
— В чем специфика формирования концертных планов?
— Основа планирования — программы наших коллективов. В июне следующий сезон обретает очертания, выстраивается календарно. А это 100 и более концертов. В сентябре все это многообразие предлагаем слушателям на Ярмарке-продаже абонементов. Приятно, что в этом сезоне у нас не было ни одного срыва или переноса абонементных концертов. Преимущество имеют концерты, выстроенные в гастрольную «цепочку», это минимизирует расходы.
Ежедневно получаем электронные письма, звонят артисты, продюсеры. Сейчас у нас 106 таких предложений. Слушаем записи, читаем биографии, ищем в Интернете отзывы… Принять всё невозможно. Очень важно предугадать спрос, вызовет ли концерт интерес слушателей. Каждый сезон привозим новые имена, артистов, которые еще не выступали в нашем городе. В этом сезоне открыли для города ансамбль «Хуун-Хур-Ту», контр-тенора Олега Безинских, рок-певицу Ольгу Арефьеву, джазовых вокалистов Джейми Дэвиса и Кенни Вашингтона из США, дирижера Оливье Гранжана из Франции.
Я бы отметила, что тольяттинская публика любит нечто необычное и зарубежных музыкантов. Недавно с симфоническим оркестром играла молодая японская скрипачка Аяко Танабэ — за неделю до концерта все билеты были проданы. Среди российских музыкантов есть исполнители такого же класса и даже выше, но такой ажиотаж «на своих» наблюдается не всегда.
В заключение хочется подчеркнуть, что мы работаем, прежде всего, для тольяттинцев, чтобы жизнь их была наполнена яркими впечатлениями, высокой духовностью и красотой.
Резюме
Лидия Семенова
Родилась 5 октября 1959 года в г. Похвистнево Куйбышевской обл.
В 1978 году с отличием окончила Тольяттинское музыкальное училище, в 1984 — Уфимский институт искусств, отделение специального фортепиано.
1984-1992 ГГ. работала в ДМШ № 5 при Тольяттинском музыкальном училище в должности заведующего отделением фортепиано.
1992-1996 ГГ. — руководила Лабораторией музыкально-эстетического воспитания управления культуры Автозаводского района.
1996-1998 ГГ. — работала в Центре социо-культурных программ управления культуры мэрии г. Тольятти, руководила городской благотворительной программой «Новые имена Тольятти».
1999-2001 ГГ. — заведующий информационно-методическим отделом, затем — главный специалист отдела анализа, мониторинга и прогнозирования сферы культуры департамента культуры мэрии.
С декабря 2001 года по июнь 2002 года — работала в МБФ Владимира Спивакова в г. Москва заместителем директора по программно-проектной деятельности.
В 2002 году стала инициатором создания и директором некоммерческого партнерства «Молодежный симфонический оркестр Поволжья».
С 2009 года — член Общественной комиссии по присуждению звания «Почетный гражданин города Тольятти».
С 2010 года — директор Тольяттинской филармонии.