Контроль над дочерней структурой ВАЗа ОАО «АвтоВАЗтранс» СОК установил в 2000 году. Формально АВТ оставался собственностью автогиганта, поскольку все 100% акций по-прежнему принадлежали тольяттинскому заводу, однако активы компании были переданы СОКу в оперативное управление. Все ключевые товарные потоки «АвтоВАЗтранса» контролировались менеджерами, близкими к самарской группе. По данным финансовой отчетности компании, ежегодная выручка от деятельности АВТ составляла 2,5-3 млрд руб. После прихода на завод команды управленцев из Рособоронэкспорта первоочередной задачей стало возращение ВАЗу контроля над дочерними и аффилированными структурами.
Впрочем, как отметил аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Кипа, о возможности лишения самарского холдинга полномочий по управлению «дочками» ВАЗа было заявлено еще до того, как государственная структура зашла на завод. «К моменту появления новых топ-менеджеров на автогиганте часть ключевых постов на ВАЗе занимали выходцы из СОКа. В настоящее время «Рособоронэкспорт» ставит своих людей, пытаясь увеличить степень контроля над компанией», — считает Кипа.
В конце прошлого года из совета директоров ДААЗа были исключены несколько менеджеров, лоббировавших интересы СОКа. В тот момент эксперты предположили, что вслед за ДААЗом новые управленцы примутся за генерального перевозчика автозавода «АвтоВАЗтранс» (АВТ) и производителя компонентов трансмиссии, кузова, рулевого управления и подвески — тольяттинское ЗАО «Мотор-супер», которые также были отданы предыдущим руководством в оперативное управление СОКу.
В начале этой недели ОАО «АвтоВАЗ» опубликовало отчет за I квартал 2007 года Согласно раскрытой в нем информации, 19 февраля 2007 года на «АвтоВАЗтрансе» произошла смена генерального директора. Владислава Чернуш-ко сменил Андрей Караваев, ранее работавший в должности заместителя директора ОСКБ ОАО «АвтоВАЗ». По заявлению одного из источников на предприятии, новые собственники завода решили окончательно избавиться от обязательств перед «соковцами», которые «мешают дальнейшему развитию ВАЗа». В пользу этой версии говорит и тот факт, что ОАО «АвтоВАЗтранс» досрочно погасило задолженности перед структурами СОКа, в том числе те, у которых срок возврата кредита истекал в марте 2008 года.
Аналитик ИК «Финам» Денис Горев считает подобные меры необходимыми ВАЗу для возвращения предприятия под свой контроль. «Не исключено, что столь поспешное погашение всех задолженностей связано с беспокойством менеджмента ВАЗа, что СОК может использовать долговую нагрузку для перевода предприятия или его части в свою собственность. С другой стороны, можно предположить, что СОК достаточно легко отказывается от этого актива, поскольку у него попросту нет вариантов. Самарский холдинг вряд ли может эффективно противостоять «Рособоронэкспорту» с его мощным финансовым и административным ресурсом. Скорее всего, в данной ситуации СОК мог бы только затягивать процесс, но не обратить его», — считает Денис Горев.
Аналитик ИК «Метрополь» Александр Жуков полагает, что для нынешнего руководства ВАЗа смена менеджмента на АВТ является лишь частью запланированных мероприятий по укреплению своих позиций. «Не думаю, что в масштабах тольяттинского предприятия ощутимую роль могла бы сыграть зачистка от менеджеров СОКа. В свою очередь, самарской группе, по сути дела, тоже ни к чему оставлять в своих руках оперативное управление делами компании, в которой у нее нет доли и когда она в любом случае не может оказывать существенного влияния на бизнес автогиганта. При старом руководстве ВАЗа СОК имел существенно большую степень влияния, а в настоящее время стал простым исполнителем. Безусловно, это повлекло за собой снижение доходов группы», — заметил Александр Жуков. Получить комментарии на ОАО «АвтоВАЗ» «СО» не удалось. В группе «СОК» признали, что вновь назначенный генеральный директор ОАО «АвтоВАЗтранс» никак не связан с холдингом, но от более подробных комментариев отказались.