Куда уходит рентабельность

09 августа 2000 10:42
 9275

Проблемы с бензином начались примерно две недели назад. Как утверждают региональные аналитики, первый толчок к повышению дали башкирские НПЗ, поднявшие оптовые цены на свою продукцию. Одновременно поставщики из других областей снизили объемы поставок в наш регион. Самарская область традиционно является вотчиной НК ЮКОС, и указанные факторы вызвали проблемы у трейдеров, ориентированных на неюкосовский бензин. С одной стороны, такого бензина просто не стало, а с другой — ввоз башкирского топлива потерял рентабельность. Мало того, несмотря на первое повышение оптовых юкосовских цен, прошедшее 20 июля, вывоз самарского бензина, особенно из восточной части области, превратился в весьма прибыльное занятие. Что и привело к вымыванию этого продукта из региона.

В области просто перестало хватать бензина, особенно у независимых торговцев, которые не замедлили взвинтить цены гораздо сильнее, чем это сделал ЮКОС. Июльское повышение оптовых цен составило лишь 7-8 копеек на литр. Что творилось в конце месяца на заправках, тольяттинцы видели и без наших комментариев.

В конце июля ЮКОСу удалось стабилизировать цены на своих заправках, однако 1 августа компания снова провела повышение оптовых цен. Ожидалось, что данная мера не должна была отразиться на рознице и основную тяжесть удара должны были испытать арендаторы и владельцы заправок, из-за снижения рентабельности своего бизнеса. По крайней мере, рост оптовых цен должен был снизить объемы вывоза местного топлива за пределы области. Что получилось на деле, мы видим.

К сказанному добавим лишь традиционный вывод «Коммерсанта» о том, что нефтетрейдеры в очередной раз, после введения запретительных экспортных пошлин на период уборочной и подготовки к отопительному сезону, пытаются скомпенсировать свои потери на внутреннем рынке. О заговоре владельцев питерских АЗС в этом году ни обозреватели, ни даже МАП почему-то не вспомнили.

Пять составных частей дефицита

Прокомментировать ситуацию мы попросили президента «Тольяттинского нефтяного клуба» (ТНК) директора Тольяттинского филиала ОО Самаранефтепродукт (подразделение НК ЮКОС, известное у нас как нефтебаза) Виктора Веретенникова.

Столичные выкладки по поводу глобальных ценовых катаклизмов Виктор Александрович опроверг сразу. Точно так же, по его мнению, не могут серьезно влиять на ценовую политику и независимые торговцы. В нашем регионе на «неюкосовских» поставщиков приходится не более 20% рынка, чего явно не хватает для масштабных обвалов. Главной причиной роста цен является банальный дефицит топлива.

В свою очередь, у дефицита есть пять источников. Первым является сельскохозяйственная страда, не зря же ряд районов испытывает нехватку А-76. Второй составляющей является северный завоз. Даже в потугах создать иллюзию рыночности нашей экономики правительство не забывает спускать разнарядки по этому поводу. Третья причина — война в Чечне: она еще долго будет оттягивать ресурсы, которые могли бы пойти на пользу народного хозяйства. Четвертая — обвальный экспорт. Несмотря на то что топливо нужно внутри страны и мировые цены на нефть продолжают демонстрировать готовность к понижению, рентабельность экспорта для российского правительства сохраняется. Напомним, для запланированного наполнения бюджета цены на нефть марки Urals должны держаться выше $19 за баррель. Если же учесть, что правительство уже додумалось привязать экспортные пошлины не к нашей марке нефти, а к более дорогой смеси Brent, то можно быть уверенным — экспорт нефти будет выгоден Кремлю с Белым домом, даже если мировые цены рухнут ниже «плановых» показателей. Наконец, пятая причина, самая банальная — летом многие НПЗ встают на ремонт, что тоже не способствует избытку бензина на рынке.

В общем, ситуация аналогична 1999 году (президент ТНК даже не забыл упомянуть о том, что литр бензина стоит дешевле литра лимонада). Отличие лишь в том, что при росте темпов инфляции, что тоже способствует росту цен на бензин, ЦБ до последнего времени упорно пытался сбить курс доллара.

По заявлению Веретенникова, так же, как и год назад, ситуация стабилизируется с наступлением зимы, когда спрос на бензин упадет и дефицита на рынке уже не будет. Не исключается даже откат цен. При этом он заявил, что политика ЮКОСа и нефтяного клуба направлена на предотвращение резких скачков. Во избежание исчезновения бензина на заправках сегодня ведется поиск сторонних поставщиков. Нельзя забывать и того, что уровень цен в Тольятти традиционно ниже, чем, например, в Самаре.

Однако есть еще и неофициальное мнение. Некоторые аналитики считают, что нынешний рост цен отличается от прошлогоднего тем, что проводится в преддверии повышения акцизных ставок. Напомним, что с 1 января 2001 года они возрастут в 3 раза, что неминуемо повлечет очередное удорожание. Нынешний рост призван «смягчить» «новогодний подарок», чтобы он не был чересчур заметным для карманов потребителей.

Павел Андреев,
«Презент»

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: