Леонид Пахута: «Тольятти утратил шанс на собственный путь в мировое автомобилестроение»

06 декабря 2010 13:00
 13948

Один из самых известных ветеранов АВТОВАЗа, отдавший заводу и городу 40 лет самого активного периода своей жизни, Леонид Пахута размышляет в очередном тлт-интервью о консолидирующих силах, действующих в Тольятти, последней пятилетке работы АВТОВАЗа и возможных перспективах для благоприятного развития нашего города.

— Леонид Станиславович, так сложилось, что живете вы сейчас не в Тольятти и имеете возможность наблюдать за процессами и силами, действующими в городе, со стороны. Расскажите о своем видении этих сил и процессов.

— Есть ли сегодня в городе консолидирующие силы? Что-то вновь и вновь пытается объединить торгово-промышленная палата. Вроде бы самодостаточны, но все менее заметны в городской жизни объединение ротарианцев и «Меркурий-клуб». Последние кадровые перестановки в известном своей внутригородской нацеленностью ФиаБанке ставят под сомнение перспективу дальнейших шагов этого финансового института по выстраиванию благоприятного климата для бизнеса территории. В этой безвыходности не слышно депутатских голосов в защиту среднего и малого бизнеса, задавленного бюрократией и добиваемого увеличиваемыми с 2011 года ставками страховых взносов.

Городская власть, мягко говоря, мало авторитетна. Ее избыточная централизация лишила прежнего бесспорного влияния атрофированные органы районного управления.

Научная и творческая интеллигенция? Тих и кулуарен голос этой тонкой интеллектуальной прослойки в редеющем оркестре городского сообщества.

Наконец, некоммерческий сектор Тольятти. Развитый, грамотный, творческий, напористый. Но городские власти и бизнес-сообщество слишком осторожно используют высокий созидательный потенциал НКО, опыт лидера которого, городского «Фонда Тольятти» последовательно подхватывается все новыми и новыми участниками общероссийского Партнерства фондов местного сообщества.

— Попробуйте сделать попытку краткого анализа деятельности каждого из руководителей завода, заходивших на АВТОВАЗ после Владимира Каданникова.

— Стоит уточнить, что после Каданникова руководителями АВТОВАЗа были Алексей Николаев и Виталий Вильчик, вышедшие из инженерной вазовской среды. Другое дело, что «команда Каданникова» упустила время для глубокого реформирования автогиганта. О плеяде же московских топ-менеджеров могу говорить лишь абзацами.

Есиповский — единственный из назначенцев «Рособоронэкспорта», искренне попытавшийся связать свой жизненный путь с автозаводом в Тольятти. Не успел: имел смелость на свое суждение о будущем завода — сняли в дни празднования 40-летия образования АВТОВАЗа.

Артяков — талантливый игрок в демократию и сочинитель бесславно канувших в Лету общественных советов ОАО «АВТОВАЗ». Он же — автор супербюрократии, когда судьбоносные для главного конвейера приказы стали согласовываться месяцами, с многократными перепечатками из-за идиотских нововведений в оформлении документов.

Алешин — оратор, улыбчивый руководитель. Политик, возглавивший избирательный список «Единой России» и обеспечивший командирование в местные органы власти представителей автогиганта.

Комаров — последний резерв главнокомандования из «Ростехнологий». Организатор самой болезненной и давно назревшей операции по спасению перегруженного АВТОВАЗа — сокращения персонала, смягченного переводом тысяч сотрудников автозавода в дочерние общества.

— Сейчас на АВТОВАЗ заходит Nissan. Как вы оцениваете будущее завода и города с учетом новых обстоятельств?

— О кризисе моногородов специалисты предупреждали давно. Сейчас, с опозданием на 20 лет, российское руководство планирует превратить моногорода, и в первую очередь наш город, в центры опережающего роста. От Тольятти ждут качественного инвестпроекта. По слухам, таковой имеется.

Что до АВТОВАЗа, то одним из главных просчетов прежнего и нынешнего заводского руководства считаю уклонение первых лиц от участия в диверсификации городской экономики, от инициативного и планомерного создания широкой сети предприятий в сферах, не связанных напрямую с выпуском автомобилей и автокомпонентов. В малый и средний бизнес могли быть корректно переведены излишние рабочие и управленческие кадры. Это сфера туризма и гостиничный бизнес, производство товаров массового спроса.

Нынешний приход к нам альянса Renault-Nissan меня не пугает и обнадеживает перспективой рентабельного автомобильного бизнеса. Спорить и рвать на себе рубаху патриота уже некогда. Шанс на собственный успешный путь в мировое автомобилестроение мы упустили. Для армии вазовских автостроителей и членов их семей, для тольяттинцев, даже для российских автовладельцев сегодня гораздо важнее ровный, насыщенный пульс главного конвейера страны, стабильная работа и высокая зарплата.

— Как вы относились к городу, когда жили в нем? Ваше отношение к нему сейчас?

— Относился и отношусь к Тольятти с сыновней любовью. Мой переезд в Питер был продиктован семейными обстоятельствами, а городу и автозаводу отдал почти всю активную жизнь. Наверное, и в самом деле сделал все, что мог.

Леонид ПАХУТА родился в 1945 году, воспитывался в детском доме. В 1968 году окончил Белорусский политехнический институт, в 1994 году – Российскую академию управления. С 1968 по 2009 год работал на ОАО «АВТОВАЗ», прошел путь от мастера до заместителя начальника центра управления массовыми коммуникациями и руководителя проекта по корпоративной культуре завода.

Текст: Наталья Каратеева

Источник: Понедельник

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы питаетесь фастфудом на улице?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: