29 ноября 2004 12:08
12768

Лодка

На прошлой неделе мы сообщали о начале операции по транспортировке дизельной подводной лодки Б-307 в технический музей НТЦ ОАО » АВТОВАЗ». А потом подумали и решили, что это событие заслуживает большего внимания. И выехали на искусственный причал в поселок Приморский…


Эффектная, зараза!..
За день до этого, в Приморский наведывались наши самарские коллеги. Но к кораблю подобраться так и не смогли. Грязь. Машины буксовали, а топать пешком изнеженная пресса не решилась: от трассы до берега — три километра.


Нам повезло больше. Ночью ударил морозец, сковал месиво, и мы без опаски свернули на широкий тракт, по которому новый экспонат в ближайшее время намеревался двинуть в музей НТЦ ОАО «АВТОВАЗ.»


Лодку увидели издалека:
— Большая часть все еще в Волге…
— Ага.


Лодка похожа на огромного мертвого кашалота выброшенного на берег штормом. У покрытого ракушками киля мерзнет всевозможная техника, соединенная с субмариной толстыми стальными канатами. По ободранной рубке, словно лилипуты по Гулливеру, ползают рабочие в телогрейках. На них, морщась от ветра, взирают простуженные телохранители Б-307.


Какая она все-таки эффектная, зараза, — подруливая к лодке, восхищается наш водитель Паша…


*****


Б-307 (проект 641) — самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации. Моряки НАТО называют ее «Танго», русские — «Фокстрот». Субмарина тихоходна, маневренна. Несет на себе 24 торпеды и 32 противолодочные мины. В автономном плавании может находиться 90 суток.


Всего на вооружении ВМФ РФ состояло 18 подобных лодок. Данная субмарина сошла с верфи судостроительного завода в 1979 году. Прослужив 20 лет, она была списана, разоружена и продана Техническому музею НТЦ ОАО «АВТОВАЗ»…


Стучат кувалды
У кромки широченной и глубокой колеи, в которую втиснута туша Б-307, нас встречает Руслан Губайдуллин, «старослужащий» технического музея. Руслан знает лодку как свои пять пальцев, потому что участвовал в ее транспортировке из Кронштадта по воде. Теперь вот участвует в сухопутной переброске. Но уже в качестве руководителя операции.


А-а-а, журналисты, — улыбается, — ждали, ждали…


Мы приветствуем Руслана, не отрывая глаз от нависшего над нами «Фокстрота» и многочисленных механизмов под ногами, призванных воздвигнуть его на музейный постамент. Какой масштаб работ! Какая помпезность! Поистине завораживающее зрелище…


Погладить хотите? — спрашивает главнокомандующий, кивая в сторону лодки.
Не прочь, конечно… — до сих пор созерцали грозное оружие на расстоянии.


Спускаемся в колею, лапаем холодные шершавые бока. На землю летит ракушечная пыль:
— Колосс…


Возвращаемся к Руслану. Он следит за рабочими, которые суетятся вокруг какого-то гигантского механического приспособления на берегу. Стучит кувалда, высекает искру из железа сварочный аппарат.
Ребята из местной фирмы «Механомонтаж«, — отвечает на наш немой вопрос Руслан, — эта фирма уже давно сотрудничает с АВТОВАЗом. Пятнадцать рабочих сейчас задействовано. А оборудование принадлежит самарским нефтедобывающим компаниям, такое как раз используется на буровых установках. Помощь техническому музею оказывается безвозмездно, за что мы, конечно, искренне благодарны…


«Да-а-а, — думаем мы про себя, — помощь техническому музею иногда требуется нехилая». В апреле месяце лодку угнал от берега сильный штормовой ветер. Ее «поймали» капитаны речпорта, оттащили в акваторию порта АО «Жито» и заякорили там до ноября-месяца. В родное стойло Б-307 вернули два буксира. Сразу причалить лодку не удалось, помешала плохая погода. На рейде стояли сутки, а потом плюнули на шторм и с величайшей осторожностью начали толкать лодку к берегу.


Получилось.


*****


О подводной лодке технический музей НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» мечтал давно. Еще в 1998 году руководитель НТЦ и куратор музея Константин Сахаров просил командование Краснознаменного Балтийского флота продать тольяттинцам какую-нибудь списанную лодку. И лишь в 2001 году мечта НТЦ стала наконец реальностью: из состава ВМФ России вывели Б-307 проекта 641. Точно такими же субмаринами уже обладали музеи Москвы, Калининграда, Гамбурга (Германия) и Брюля (Бельгия). Устраивала она и Тольятти. Сначала моряки хотели отдать лодку даром, но в дело вмешались федеральные власти. Благородный порыв флота они расценили как разбазаривание государственного имущества, и Волжскому автозаводу пришлось раскошелиться. Правда, моряки не наглели. Лодка была продана за 768000 рублей. Немного, если учесть, что московский музей в свое время выложил за аналогичный экспонат 48 миллионов!


Большому кораблю — большая «лыжа»
К транспортировке Б-307 по суше готовились долго, почти год, — рассказывает нам Руслан Губайдуллин, ежась под промозглым ветром, — основные подготовительные работы были проведены этим летом. Сложность заключалась в подъеме лодки из воды на берег, тащить ее по суше не так уж и трудно. Тут наши инженеры «изобретать велосипед» не стали, просто съездили в Кронштадт и посмотрели на тамошний док, как выводят лодки из воды для ремонта. Теперь вот эту технологию здесь применяем.


А технология такая. Для начала мы расчистили береговую зону и тракт, по которому потянем лодку в музей. Кстати, ширина тракта составляет 36 метров, а длинна — 4, 5 километра: от берега до отведенного места в музее. Дорогу подготовили заранее…


Потом, с помощью лебедки землеснаряда, мы спустили в воду и подогнали под субмарину склис — металлический лист толщиной 10 миллиметров и длинной 150 метров. На сушу склис выходит на 25 метров. Сверху положили «пену» или, как мы ее называем, «лыжу» — специальный настил, на котором лодка поедет по льду. К «лыже» приварили три гигантских кильблока — металлические обводы, с точностью повторяющие контуры лодки. После чего настил был спущен в воду и загнан под Б-307…


Буксиры подвели лодку к причалу и аккуратно «посадили» ее на кильблоки. В воду тут же спустились водолазы, которые постоянно следят за состоянием корабельной части ниже ватерлинии. Посмотрели — все нормально. После этого лодку пришвартовали на время к пристани. Для того, чтобы освободить ее от жидкого балласта в виде 54 цистерн с водой, который находились на борту для периодической дифферентовки. Воду слили через специальное отверстие на носу…


*****


Доставить субмарину из Кронштадта в Тольятти должны были в июне 2003 года, но поход задержали по уважительной причине: в Баренцевом море произошла трагедия. Во время аналогичной транспортировки в док затонула дизельная подводная лодка К-149, погибли девять моряков. Министерство ВМФ потребовало от «вазовцев» усилить меры безопасности, что потребовало определенного времени.


Однако неприятности продолжали преследовать лодку. У Набережной лейтенанта Шмидта рядом с ожидающей отплытия в Тольятти субмариной вдруг появилось нефтяное пятно. «Зеленые» подняли шум, но впоследствии выяснилось, что тольяттинская подлодка не имеет к загрязнению Невы никакого отношения.


Из Санкт-Петербурга в Тольятти лодку гнали месяц. В акваторию Тольятти субмарина вошла в ночь с 22 на 23 ноября 2003 года. Лодку пришвартовали в речном порту Комсомольского района, а позднее отогнали в район поселка Приморского. Там специально для нее был построен временный причал. Уже оттуда лодку предстояло транспортировать в музей НТЦ по специально построенной дороге. По оценкам специалистов, это грандиозная и сложнейшая инженерная операция…


Мы поедем, мы помчимся…
Монтажники сказал нам, что операция по подъему лодки из реки началась 1 ноября. На берег стянулись большие артиллерийские тягачи, девять единиц. От субмарины к ним подвели мощные канаты, и процесс начался. Тягачи рывками сдали назад и нос лодки пошел по склису из воды. Лег на берег. БАТам помогали стационарные лебедки и полиспасты — тяговые устройства, состоящие из подвижных и неподвижных блоков, связанных между собой тросами. Усилия всех этих механизмов составили 1200 тонн. В первый же день удалось отвоевать у Волги почти пять метров корабельного туловища.


Сегодня 23 ноября, — прикидываем мы, — треть лодки уже на суше…
— Да. Можно было бы и больше вытянуть, да обстоятельства придавили. Вот сейчас, например, буксир задерживается, два дня назад из порта вышел. Занимаемся пока укреплением ослабленных тросов. Или ненастье пережидаем. А так, при хорошей погоде, за день удается вытащить на берег метров пять-семь.
— Ну, вытащите вы ее и что дальше?
— Оставим вон на том участке, —
Руслан указывает куда-то за тягачи. Там широкий расчищенный полигон, полигонище: последняя стоянка Б-307 перед дорогой в 4,5 километра…
Ждать крепких морозов будете? — пытаемся угадать мы, — чтоб в грязи не увязнуть?
— Верно. Январь, февраль… Покатим лодку по льду.
— Лед? Оригинально!
— Военные тоже так считают. Идея, кстати, принадлежит Сергею Прохорову, директору научно-технического центра…


*****


Тактико-техническая характеристика дизельной подводной лодки Б-307 (проект 641):
Длина — 91 метр,
Высота — 14 метров,
Вес — 2000 тонн
Максимальная глубина погружения — 240 метров
Скорость под водой — 18 узлов (32 км/ч.)
Гидроакустическая изоляция — по всему корпусу.


Лидер навсегда
Лязгают гусеницами пятнистые тягачи, бряцают ковшами и текут мазутом экскаваторы, носятся туда-сюда рабочие с обветренными лицами. «Фокстрот» готовиться к последнему, ледовому походу.


Прощаемся с ним и покидаем берег Приморского, обычно пустынный, а теперь похожий на огромную стройплощадку.


По пути в редакцию заглядываем в музей НТЦ. С искусственных высот оцениваем масштабы полигона, очищенного от травы, огороженного невысоким тыном, в общем, готового к приему нового экспоната. Осталось вбить в мерзлую землю кильблоки, на которые и ляжет свежеокрашенная лодка. Уже летом она предстанет пред широкой нашей общественностью в окружении других экспонатов, связанных с военно-морским делом.


А пока здесь главенствует стратегический бомбардировщик ТУ-16. Сейчас его формат вызывает у детей восторженный вопль, но в тени субмарины он будет казаться пластиковым макетом, какие можно встретить в коридорах конструкторского бюро. Дизельная подводная лодка Б-307 (проект 641) «Фокстрот» обречена на вечное лидерство. Это последнее приобретение технического музея НТЦ ОАО «АВТОВАЗ»…


Малоизвестные факты из жизни субмарины
Факт № 1: Лодка АВТОВАЗа — единственный корабль, который транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, потом, доставив, на место сваривали, окрашивали и т.д. В общем, наша лодка имеет право на секцию в Книге рекордов Гиннеса…


Факт № 2: Кто бы мог подумать, но именно наша субмарина участвовала в съемках фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки»! Съемки проходили в 1998 году в Кронштадте. К ним привлекали моряков Балтийского флота и использовали, действующую тогда еще субмарину в качестве декорации. Правда, снимали только в салоне (егерь Кузьмич заливает водку именно в баки Б-307). Внешность мини-субмарины на которой бороздили Финский залив разудалые рыбаки, Рогожкин позаимствовал у подводной лодки специального назначения «Пиранья» (проект 865), входящей в состав ВМС России…

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: