15 февраля 2005 09:43
10993

Невольная сенсация

Так называет ректор ТГУ Сергей Жилкин собственное заявление о разоблачении целой группы преподавателей университета, подозреваемых в получении взяток и вымогательстве.


Напомним, руководитель самого крупного в городе высшего учебного заведения сообщил сию новость недавно на градостроительном совете. Заявление имело эффект разорвавшейся бомбы, ведь в учебном мире Тольятти такого еще никогда не бывало. Естественно, горячая тема получила активное обсуждение. В бытность мэром Сергей Федорович проявил себя как дальновидный политик, способный создавать многоходовые комбинации и выходить из самых сложных ситуаций с выгодой для себя. Поэтому неспроста появились предположения: делая скандальное заявление, хитрый лис Жилкин либо решил сработать на опережение, предвидя, что журналисты все равно узнают о массовом разоблачении взяточников и вымогателей, либо ректор таким образом пытается избавиться от неугодных, слишком ретивых преподавателей, недовольных его политикой, лишний раз показав, кто “в доме хозяин”.


Однако, как сказал Сергея Жилкин на вчерашнем брифинге, он преследовал одну-единственную благую цель — очищение рядов от нечистых на руку преподавателей. Проведенная операция, по его выражению, “дала замечательный результат”.


Надо сказать, Сергей Федорович говорил много, образно, но неконкретно. По крайней мере, ни одной фамилии из длинного списка подозреваемых журналисты так и не услышали.


Действительно, вы стали свидетелями невольной сенсации. Но поверьте, никакой провокации с моей стороны не было, — сказал в начале брифинга Сергей Жилкин. — Некоторые работники университета высказывали мнение, что, мол, не стоит выносить сор из избы, дабы не портить репутацию университета. Но пора действовать. Я уполномочен заявить, что это наша политика, а не какая-то кампанейщина”.


Без церемоний
По словам ректора, университету всего три с половиной года и с момента его образования он столкнулся с проблемой взяточничества. Два с лишним года у него ушло на убеждение, разговоры с нарушителями, порой доходящие до угроз. Но они не принесли желаемого результата. В учебном заведении постоянно проводились опросы выпускников. Судя по их ответам, незаконное взимание мзды со студентов приобрело такие масштабы, что руководство вуза стало сравнивать проблему с раковой болезнью. Самый эффективный способ борьбы с раком — хирургический. Поэтому Сергею Жилкину пришлось обратиться за помощью к силовым структурам.


По словам ректора, борьба с мздоимцами осуществляется еще по трем направлениям. Во-первых, они проводят опросы студентов с первого по пятый курс по конкретным сотрудникам заведения, качеству их работы, для каждого преподавателя вводится аттестация. Во-вторых, в университете делается все для того, чтобы студент по максимуму занимался самообразованием. По задумке в первые два года обучения студенты набирают необходимые знания и навыки по русскому и английскому языку, компьютерному образованию и проектному, то есть образному, мышлению. Причем семьдесят процентов бюджетного времени занимаются самостоятельно. Проверка полученных знаний проводится по тесту, состоящему из тысячи вопросов. К такому количеству вопросов, как считает Сергей Жилкин, нереально написать все шпаргалки. В-третьих, с 1 сентября в ТГУ радикально меняется система оплаты работы преподавателей. По мнению руководителя вуза, толковый работник должен получать больше, чем ректор. У доцента заработок будет составлять порядка семи с половиной тысяч рублей, у профессора — около десяти тысяч.


К взяточникам и вымогателям будут приняты максимально суровые меры на административном уровне. Если преподаватель попадается, то будет уволен. Вне зависимости от того, смогут ли правоохранители довести дело до суда. Заведующий его кафедрой также должен будет подать в отставку. При повторном случае взяточничества в отставку подает уже декан факультета.


Так 27 или 3?
Далее ректор рассказал, каким образом выявлялись нарушители. Как выяснилось в ходе внутреннего расследования, на территории университета действовала нигде не зарегистрированная фирма “Репетитор”. Участвовавшие в “виртуальном” проекте преподаватели оказывали различного рода услуги, в том числе не связанные с репетиторством. В фирме была создана база данных, по которой велся приходно-расходный учет полученных средств. На документах ставились подписи преподавателей в получении денег и фамилии расплатившихся людей. С участниками “Репетитора”, как выразился Сергей Жилкин, в настоящий момент “активно работают следователи МВД”. Кроме того, на университетском сайте действует закрытая информационная почта, на которую любой студент может прислать сообщение о взятках. Работа по выявлению нарушителей велась во время последних двух сессий.


Всего на причастность к получению взяток и вымогательству проверяются порядка пятидесяти человек. Трое из них были, что называется, пойманы за руку.


Куда им до Штирлица
Далее присутствовавшие журналисты задали Сергею Жилкину вопросы.


Корр.: Не кажется ли вам, что слишком много работников университета подозреваются во взятках?
Жилкин: Всего преподавателей у нас 830. От общего количества нарушителей не так и много. Кто-то может подумать, что в ТГУ работают безграмотные сотрудники, способные только брать на лапу. На самом деле это не так. Если посмотреть на аккредитационные показатели заведения за 2004 год, то практически по всем параметрам мы соответствуем госстандартам. Разве что до нормы немного не дотягивает процент докторов наук, профессоров и преподавателей с учеными степенями и званиями. В ближайшие месяцы мы планируем исправить ситуацию.
Я с полной уверенностью могу говорить, что у взяточников нет никаких шансов скрыть свои махинации. Они же работают не как Мюллер со Штирлицем — в бане один на один. При своей, так сказать, деятельности, выражаясь языком социологов, они имеют дело с неограниченным числом абонентов. Что бы нового они ни придумали, все равно сядут в тюрьму или в лучшем случае, будут уволены.


Корр.: Вы говорите, что попавший под подозрение преподаватель будет уволен, если даже его деяние не будет доказано судом. А как же презумпция невиновности?
Жилкин: Параллельно с правоохранительными органами мы проводим служебное расследование. Вывод будем делать на основе полученных и проверенных данных. В соответствии с госстандартами у нас существует порядок отбора на рабочее место. Конкурсная комиссия примет результаты нашего расследования во внимание. И преподаватель может быть уволен с формулировкой “не прошел конкурсный отбор”.


Корр.: Скажите, сотрудники каких факультетов и кафедр подозреваются в получении взяток?
Жилкин (после длительной паузы): Преподаватели с кафедр физико-технического, автомеханического институтов и Центра физкультуры и спорта. В основном это совсем юные сотрудники ТГУ, которые, похоже, не хотят работать. Но есть и сорокалетние. Чаще всего нарушения фиксировались со стороны тех, кто работал с первокурсниками. Сумма незаконно полученных средств составляла от ста пятидесяти рублей. Что характерно, профессора совсем взяток не берут. Видимо, им этого не позволяет внутренняя культура.


Корр.: Не боитесь ли вы, что в университете возникнет дефицит преподавателей?
Жилкин: Я знаю про гипотезу, по которой руководство ТГУ якобы использует представившуюся возможность, чтобы обеспечить сокращение. Мы в любом случае будем проводить сокращение. Дело в том, что на сегодня количество сотрудников университета значительно превышает требования государства. По закону в учебном заведении нашего уровня допускается иметь двадцать процентов штатных преподавателей, когда как по результатам 2004 года у нас их 92,5%. Весной мы планируем войти в норму.


Корр.: За что брались деньги со студентов?
Жилкин: По самому широкому спектру. Преподаватели за определенную сумму ставили подпись, когда студент фактически не сдавал зачет или экзамен, за допуск к сдаче, а также за выполнение реальных работ — зачетно-письменных, курсовых и т.д. Как выяснилось, студенты узнавали о том или ином получателе денег от старшекурсников. Некоторые горе-преподаватели брали нагло и беспардонно, причем создали легенду, будто бы делились мздой с ректором. Говорили, что являются моими племянниками.


Корр.: По оперативной информации, в получении взяток следствие ведется не только в отношении преподавателей, но и одного из руководителей хозяйственного блока ТГУ.
Жилкин: Действительно, такой случай имел место. Как я понимаю, речь идет о коменданте здания университета, находящегося на улице Фрунзе. Дело это, надо сказать, туманное. В нем есть три стороны, участие каждой из которых предстоит установить следствию. Фабула его примерно такова: якобы комендант пытался сдавать в аренду аудиторию для какой-то компании сетевого маркетинга, а деньги взять себе.
В заключение хотел бы предупредить тех родителей, которые хотят определить к нам детей с одной целью — получить диплом ТГУ. Именно они формируют предложение для взяток. При этом, видимо, не знают, что Уголовный кодекс предусматривает ответственность как за получение, так и за дачу взятки. Хотя такие случаи пока не зафиксированы. У таких студентов тоже незавидное будущее.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: