28 июня 2000 11:00
9111

Ни слова без адвоката

Вчера Конституционный суд запретил следователям производить какие бы то ни было действия с гражданами РФ (ну и, естественно, иностранцами) без адвоката. Запрещено прикрывать терминологическим жонглерством выбивание признаний в первые часы задержания — «обвиняемый», «подозреваемый» и прочее. Вынь да положь адвоката.

Не везет в последнее время следователям. То с Гусинским козлами отпущения сделают, то в телесериале полными кретинами выставят (одна есть умная — и то баба). Теперь вот КС им, бедным, подножку поставил. Очень, казалось бы, невовремя.

Нынче правоохранительные органы ведь переориентируются. «Правовое государство» успешно построено. Теперь у нас «диктатура закона», которая понимается как верховенство всех полицейских структур (читай: прокуратура, МВД, ФСБ и так дальше) над судом. Руководством к действию служит Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и не менее советский (хоть и российский) УК.

Конституционный суд в этой конструкции выглядит странно. Вообще, в ельцинские времена КС, по сути, был главным реформатором правоохранительной системы. Думское лобби силовиков не пропускало новый УПК, перестраиваться на новый лад они, понятное дело, не желали, а Ельцин стремился в Совет Европы. Вот КС и выкорчевывал уж совсем вопиющие нарушения Конституции из УПК. Всякий раз это вызывало гнев правоохранительных органов, всеми силами отстаивающих неприкосновенность своей священной коровы 1961 года выпуска.

У нового президента новые задачи. С Советом Европы мы благополучно расплевались, и всякие там права человека нам вроде бы не указ. Чем заниматься Конституционному суду, не очень понятно, потому что 90 процентов всех дел — это жалобы граждан на всякие несправедливости, и в немалой степени — несправедливости уголовно-процессуального законодательства. Однако по инерции судьи приняли уж совсем неудобное для следователей (той же прокуратуры, МВД, ФСБ) решение.

Раньше было так. По статье 47 УПК адвокат мог начать оказывать юридическую помощь только с того момента, как его подзащитному предъявят какую-нибудь бумажку — протокол о задержании, постановления о выборе той или иной меры пресечения и т.д. Зачем это было нужно — очевидно. Пока нет адвоката, который мог бы объяснить, где следователи блефуют и на что надо отвечать, а на что нет, все необходимые показания уже в кармане. Кто покруче (Гусинский, например), может, и сами сообразят, что к чему, а прочие все, что надо, скажут.

Это все КС отменил. В любой момент, независимо ни от чего, каждый имеет право потребовать себе адвоката и не участвовать ни в каких следственных действиях (допросах, очных ставках, обысках и т.д.), пока он не приедет. Даже если вас вызывают в органы только в качестве свидетеля, а вы не хотите разговаривать без адвоката — вам обязаны предоставить такую возможность. (Кстати, судья КС Кононов считает, что если бы нынешнее постановление было принято до 13 июля, прокуратура проиграла бы суд, на котором Генри Резник обжаловал заключение Гусинского под стражу.)

Кроме того, КС постановил, что органы неверно трактуют другую статью УПК, которая якобы запрещает адвокатам знакомиться с материалами дела до окончания расследования. И так было ясно, что ничего подобного в УПК нет. Это ведь бред — следствия тянутся годами, а защита не должна знать, в чем конкретно обвиняют ее клиентов. Но именно это и нужно правоохранителям — пару лет отсидит в СИЗО, потом еще полгода будут дело читать, а там, глядишь, и политический заказ выполнен — свое-то уже «клиент» отбыл (например, бывший и.о. генпрокурора Ильюшенко). Теперь так просто не получится.

КС, конечно, сам нарывается. Раньше судьи очень чутко улавливали, куда ветер дует, и первый президент почти всегда был доволен. Если ошибались — им напоминали: «Что-то не так у вас там в Конституционном суде» (это из-за излишних проволочек в деле о реституции). Теперь КС плюет против ветра. Ровно в тот момент, когда проходит сессия ПАСЕ и наше государство ее презрительно игнорирует, для КС чуть ли не главным аргументом становятся решения Европейского суда по правам человека (одного из основных органов Совета Европы). В разгар сражения с медиа-империей Гусинского, хоть и задним числом, но признает нарушения закона.

Закрыть КС непросто — его защищает Конституция. Но уже весной будут переизбираться несколько судей, причем уйдут главные идеологи правозащитного вектора (например, Тамара Морщакова). А если учесть, что к тому моменту Совет Федерации (назначающий конституционных судей) превратится в комнатную собачку президента, то можно не сомневаться — генералов юстиции в КС заменят генералы Лубянки.

Варфоломей Чукотов,

Вести.РУ

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: