Особенности национального покорения Северного полюса

18 апреля 2000 10:52
 9649
Первым человеком, ступившим на девственные льды Северного географического полюса был американец Роберт Эдвин Пири. Произошло это в 10 часов утра 6 апреля 1909 года. В конце XX века полюс по-прежнему остаётся таким же недоступным как 90 лет назад. Количество людей побывавших на нем исчисляется буквально сотнями. А единственным доступным средством достижения широты 90 градусов остается авиация. Поэтому настоящим вызовом дикому северу стал поход в составе АВТОВАЗОВСКОЙ команды снегоболотохода ?Марш? (ВАЗ 1922).

Почти месячная подготовка второй высокоширотной экспедиции АО «АвтоВАЗ» ?Северный полюс-99? закончилась. И уж кто меньше всего сомневался в успехе операции так это водитель-испытатель уникального транспортного средства Олег Фёдоров и его штурман, а по совместительству и директор ?Бронто? Юрий Зуев. Эта неразлучная парочка при желании смогла бы еще в Хатанге эа 200 км от полюса рвануть к нему своим ходом, минуя авиапереброску на ледовую базу.

Из путевых заметок:

До полюса осталось около 5 км.

15 апреля 1999 года, г. Радужный, аэропорт, глубокая ночь. Совершили промежуточную посадку из Курумоча. Решили вместе с оператором ознакомиться с местным аэровокзалом. К нам присоединяется мэр — Сергей Фёдорович. Втроем входим вы пустынное, ярко освещенное здание. Здесь разыгрывается сюрреалистическая сцена в духе фильма ?Чародеи?, где герой Семена Фарады восклицает: ?Люди, где вы?? В вокзале ни души, ни звука. Нас это почему-то смешит. Ищем сначала ?комок?. Не находим. Тогда пробуем отыскать туалет. Наконец на создаваемый нами шум появляется служитель воздушных врат. Он объясняет, как найти требуемое заведение. На первом этаже, где на двери табличка ?Посторонним вход воспрещен?. Находим искомую дверь, но совершенно забываем, что она нам нужна. Ведь рядом красуется надпись ?Начальник аэровокзала?. Местный юмор убивает нас на повал. Прощально смеемся и уходим грузиться в самолет.

Хатанга

В Хатангской гостинице бросается в глаза обилие иностранцев, которые группами сидят по этажам и тихо, до глубокой полуночи обсуждают предстоящие подробности покорения Северного полюса. В этом они поразительно отличаются от нас, россиян, решивших потягаться с суровой природой накоротке и притащивших к тому же с собой диковинный автомобиль. Они в своих притязаниях скромней — лыжи, в крайнем случае — мотопараплан. Многие рассчитывают дойти пешком. Один из покорителей серьезно рассказывает, что готовился к походу 13 лет. 10 лет — морально и 3 года — физически. Для них, ?капиталистов? пешая прогулка 100-120 км на макушку Земли обходится в 7 тысяч долларов. Когда я спрашиваю, почему они не штурмуют полюс через Канаду, Аляску или Гренландию, все округляют глаза и показывают на пальцах, сколько это стоит: 35, а то и 40 тысяч greenbucks’ов. Обладание спутниковыми телефонами — пустяк по сравнению с этим. Цены в местных магазинах бьют не в бровь, а в глаз. Сахар — 47 рублей, рис — 25, хлеб — 11 рублей буханка. Молока, яиц, водки просто нет.

Выезжаем для последней проверки в местную тундру. Возможности нашего уникального снегоболотохода просто потрясают. Местные аборигены полны здорового скепсиса, но ?Марш? уверенно, со скоростью 20-25 км/час движется по глубокому сухому снегу. Когда телеоператор Сергей неосторожно спрыгивает с подножки для съёмок, то почти по пояс проваливается в рыхлый снег. Снег хрустит, но не утрамбовывается. Тишина вокруг смертельная.

Для того чтобы снять эффектные видеокадры мы направляемся в порт, к единственной в мире ледовой дамбе. Искусственное (и надо сказать одноразовое) сооружение из замерзшей воды предохраняет зимующие в реке суда от раздавливания летним ледоходом. Его длина — 250 метров, высота — 15 и такая же толщина. Около дамбы наш ?малыш? по-прежнему легко передвигается через нагромождения льда и снега.

Остров Средний

И вот последние сборы закончены. 17 апреля наша экспедиция погрузилась на борт Ан-26. ?Марш? летит в другом самолете. Мы держим путь на расположенный в 893 км от Хатанги остров Средний архипелага Северная Земля. Незаметно пролетают 3 часа полета и вот мы на острове. Каменный монолит в ледовом море — остатки былого могущества советской империи. Нас встречают пограничники в засаленных до блеска ватниках бурого цвета. Те, кто почерней лицом — солдаты, а тот, кто почище — лейтенант Женя. Молодой парень умоляющий нас не давать его солдатам (их здесь 44) водку: ?все равно он ее у них заберёт?.

Женщин тут почти нет. Я обнаруживаю лишь двоих живых существ: собаку, пушистый, белый комок, с которой мы, съемочная группа ТВ ВАЗа по очереди фотографируемся и… обыкновенный таракан-прусак на кухне у лейтенанта.

Ледовая база

Как команда ?Внимание!? перед стартом — ледовая база. Отсюда до полюса подать рукой — 114 км. Но здесь на льду наш самолет сможет простоять лишь 6 часов. Под нами Северный Ледовитый океан и таковы суровые правила полярной авиации. За это время наш вездеход должен покорить Северный полюс.

Последнее прощание с командой автомобиля — и в путь! Время бежит неумолимо. Находиться на дрейфующей льдине более 6 часов самолету никто не позволит. У всех еще свежи в памяти воспоминания прошлого года, когда вертолет Ми-8 провалился под лед вместе с экипажем. Глубина океана под нами 4, 5 км.

Взлетают 2 вертолета сопровождения. На них мы летим вслед за ушедшим cнегоболотоходом. Обратный отсчет забирает драгоценные минуты, часы. Вот в прямой дальности видимости появляется ?Марш?. Один из вертолетов разворачивается на точку Северного полюса. Мы, на втором, начинаем снимать.

Время на исходе. Пилоты начинают заметно нервничать, и принимают решение взять вездеход на внешнюю подвеску. Таким образом ?Марш? подвозят ближе к финишной точке. В 5-7 км от Северного полюса он снова обретает заветную свободу передвижения. Здесь наши дороги расходятся, и мы отправляемся снимать его финиш.

Северный полюс

Мы совершили посадку вблизи географического Северного полюса на относительно ровную площадку между ледяными тросами. Дверь в фюзеляже вертолета открылась, бортмеханик резво выпрыгнул на лед и оглядел места соприкосновения колес с поверхностью льда.

Под действием рук пилотов, управляющих штурвалами, многотонная машина несколько раз, будто испуганно прижалась к многолетним льдам, каждый раз пружинисто подскакивая на шасси. Таким образом летчики проверяют крепость ледового панциря в месте посадки. Только после этого обороты турбин начинают уменьшаться.

Когда двигатели вертолетов сопровождения были, наконец, выключены, Северный полюс встретил нас звенящей тишиной. Такой, какой она описывается в самых лучших традициях приключенческих романов. Ночное, никогда не заходящее солнце стояло невысоко, но излучало ощутимый жар. Тогда как температура окружающего воздуха была около 30 градусов ниже нуля.

Через 30-40 минут откуда-то издалека раздалось отчетливое тарахтение мотора. Из-за торосов показался похожий на темный мячик снегоболотоход. Еще через минуту его очертания сложились в знакомый кузов ?Нивы?, увенчанный флагами России, АвтоВАЗа и ?Бронто?.

18 апреля 1999 года Северный полюс покорен! Когда автомобиль ВАЗ -1922 ?Марш? достиг расчетной точки его, спидометр показывал 61 км пройденного пути через торосы, ледовые реки и поля, трещины и снежные заструги. Так много не проходил по этим местам еще не один легковой автомобиль. От точки, где его колеса коснулись географического Северного полюса 4066 км до дирекции АО «АвтоВАЗ» и 4087 м до дна Северного Ледовитого океана.

Из путевых заметок:

18 апреля 1999 г., п. Хатанга, после полюса… Поим ?капиталистов? нашей, тольяттинской водкой. Будущие покорители Северного полюса быстро пьянеют, все чаще из их уст можно услышать ?so lot drink?, но от дополнительных доз не отказываются. Уже ни кто из них толком не может объяснить, зачем он ринулся покорять Северный полюс.

Юрий Инкери,
Северный Полюс,
апрель 1999
(Фото автора)

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: