3 сентября 2007 11:56
12168

Пересмотрят все

    Смена власти в Самарской области означает конец отношениям, которые были выстроены Константином Титовым с региональными бизнес-группами, и наоборот. Ведущим ФПГ области придется заново искать подходы к «Белому дому», однако далеко не всех там встретят с распростертыми объятиями. По мнению аналитиков, позиция Титова, использовавшего свой административный ресурс в пользу местных ФПГ, рано или поздно должна была привести к конфликту. 
    C уходом Константина Титова со своего поста для финансово-промышленных групп региона началась новая жизнь. Выстроенные схемы отношений, лоббистский ресурс в лице губернатора области, инвестиционные программы, бюджетное вливание в проекты и т.д. — все теперь придется «пробивать» заново. 16-летнее правление областью Константина Титова сказалось на бизнесе всех крупных предприятий региона: ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Куйбышевазот», ОАО «Самарский завод «Авиакор», СП «GM-АвтоВАЗ», ОАО «СНТК им. Кузнецова». Все, что на них происходило в последние годы, так или иначе связано с именем экс-губернатора. 
    Тольяттинский автозавод является (или теперь являлся) для Константина Титова, а вместе с ним и для Самарской области, основной кровеносной артерией, за счет которой формируются региональный бюджет и социальная обстановка в регионе. Областные власти в этом убеждать никогда не приходилось — это аксиома, не требующая доказательств. Появление СП «GM-АвтоВАЗ», так же, как и строительство под Кинелем завода «Балтика-Самара», администрация Константина Титова причисляла к ряду собственных достижений, обеспечивая в регион приток сторонних инвестиций. Проекты ОАО «Куйбышевазот» (производства полиамида, кордной нити и ткани) реализовывались под непосредственным патронажем областных властей. Многострадальный Самарский авиационный завод до сих пор относят к одному из любимых предприятий экс-губернатора, и начало производства на нем Ан-140 во многом его заслуга. Из-за плачевного состояния дел на «СНТК им. Кузнецова» Константин Титов был вынужден просить за предприятие у президента Владимира Путина на майском саммите в «Волжском Утесе». Результатом этого прошения можно считать недавнее создание корпорации «Двигатели НК» на базе СНТК. 
    Отношения Константина Титова с самарскими нефтяниками вообще являются отдельной темой его эпохи. Достаточно вспомнить встречи Титова и опального руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского, на которых заключались договорные отношения, существенно увеличивавшие поступление нефтяных денег в бюджеты. 
    Перечислять тех, к кому была лояльна «титовская» администрация, можно долго. Столько же места может занять перечисление тех, с кем у экс-губернатора не складывались отношения и с кем у него разворачивались информационные войны. Всех их — и партнеров, и врагов Константина Титова объединяет одно — новый губернатор Самарской области Владимир Артяков. 
    По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Рейли, первыми почувствуют перемены финансовые структуры и банковские круги. «Вероятно определенное перераспределение денежных потоков. Наиболее вероятна смена расклада в банковском секторе. В первую очередь это касается денежных потоков нефтяного и газового комплексов. «Газпром» и «Роснефть» стремятся к тому, чтобы обслуживание денежных потоков нефтяных и газовых предприятий региона перешло к их банкам — ВБРР и «Газпромбанку», — говорит аналитик. Кроме того, под вопросом окажутся все бюджетные схемы, практикуемые старой администрацией. Не исключено, что теперь бюджетные средства начнут работать через окологосударственные банки. 
    Большинство аналитиков склонны считать, что с приходом Владимира Артякова повысится влияние в регионе структур, аффилированных с «Рособоронэкспортом», что ускорит процессы консолидации в машиностроении. Также, ввиду того, что банки «Солидарность» и «Газбанк» являются центром холдингов, распространяющих свое влияние в сферы недвижимости и страхования, в данном секторе также вероятно изменение расклада сил. Вполне возможно и изменение расстановки сил в секторе розничной торговли нефтепродуктами, где прежде лидирующие позиции занимали компании, связанные с губернатором. Вероятно, эту нишу попытаются занять «Роснефть», «Газпромнефть» и, возможно, «Лукойл». Влияние Москвы и «Рособоронэкспорта» на регион несомненно усилится. Позиция Титова, использовавшего свой административный ресурс в пользу местных ФПГ, рано или поздно должна была привести к конфликту, отмечает Рейли. Известный тольяттинский бизнесмен, председатель совета директоров ЗАО «Арбуз» Владимир Осташевский считает, что роль государства будет усиливаться не только в Самарской области, но и в России в целом. «Роль государства, государственных структур, государственных институтов обязательно будет усиливаться, а роль институтов, которые управляли страной в период 90-х годов, будет ослабевать, но это принцип маятника. В 90-х годах во многих отраслях на демократической волне заехали не туда. Поэтому идет восстановление тех позиций, в которых это произошло, в первую очередь, это оборонный комплекс, внешнеэкономическая деятельность, где сегодня это уже произошло. Поэтому маятник сегодня качнулся в сторону усиления роли государства, и в Самарской области в ближайшее время многие это ощутят», — заявил «СО» Осташевский. В то же время бизнесмен отмечает, что параллельно этому мелкому и среднему бизнесу в регионе будет уделяться меньше внимания, чем при Константине Титове. «Крупный бизнес, который решает крупные государственные вопросы, бизнес, который на мировом рынке на сегодняшний день конкурировал с мировыми компаниями, от этого выиграет, потому что как властные, так и финансовые ресурсы будут направлены в первую очередь на возрождение предприятий, которые составляют основу любого государства. Что касается мелкого и среднего бизнеса, то он будет ощущать некоторый дискомфорт. Он будет во многом недооценен в этот период, и я думаю, что здесь процессы затормозятся и будут идти не так быстро, как процессы в национальных отраслях науки и промышленности. В первую очередь внимание будет оказываться крупным оборонным предприятиям, машиностроительным компаниям, нефтеперерабатывающим предприятиям, тем, которые составляют основу конкурентоспособности государства на мировом рынке», — подчеркнул Осташевский.

Финансово-промышленные группы и крупные предприятия, появившиеся при Константине Титове
Группа «СОК»
Ассоциация «Версиво»
«Самарский деловой мир»
Группа компаний «Вид»
ОАО «Самараоблагропромснаб»
Группа RBE
Группа DVI
Группа «Техоборонпром»
Группа компаний «Криста»
Группа «Волгабурмаш»
АДС «Волгопромгаз»
ЗАО «СМАРТС»
Корпорация «Двигатели НК»
Группа «СПЗ-групп»
Корпорация «Тольяттиазот»
ГК «Электрощит ТМ Самара»
ЗАО «GM-АвтоВАЗ»
ПК «Балтика-Самара»
ООО «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия»
ООО «Пепси Интернешнл Боттлерс (Самара)

Бизнес‑риски, связанные со сменой власти в регионе

Дороги

ОАО «ДСК «Самараавтодор» на 2,3 млрд. получила компания госзаказов за последние два года. Владелец — Алексей Леушкин. Риски — утрата контрактов в 2008 году, вхождение в компанию новых собственников через 49% акций, принадлежащих областной администрации.
ОАО «Агродорстрой» 1,2 млрд рублей (12,9 млн рублей на дороги областного значения, 129 млн 662 тыс. рублей участок дороги М5, 998 млн рублей магистраль «Центральная»). Владелец — Андрей Шокин. Риск — утрата контрактов в 2008 году.
ООО «Дормостстрой» 955,7 млн рублей. Собственник — «СамараАвтомост». Автодороги областного значения. Риск — торможение оплаты контракта.
ООО «НПФ «XXI век» 500 млн рублей (ремонт участка Московского шоссе). Риски — замедление оплаты, утрата контрактов в 2008 году.
ООО «Самарадорсервис» 306,199 млн рублей. Дорожные работы. Собственник группа «СОК». Риск — утрата контрактов в 2008 году.
Группа RBE. Риски, связанные с невыкупом земли администрацией области под строительство автомагистрали «Центральная». Сделка должна была утверждаться в августе 2007 года Борисом Ардалиным.
Медицина

ЗАО «Фармбокс» 538 млн рублей по госзаказу в 2006 году, 287 млн руб. на поставку лекарств в областные лечебные учреждения в 2007 году. Риск — утрата контракта на 2008 год. Вероятна смена собственников.
Строительство
ГК «Амонд» — 344 млн рублей (167,8 млн рублей на строительство спортивного комплекса в Кинель-Черкассах, 176,2 млн рублей строительство ЖК «Волгарь»). Риск — утрата контрактов на 2008 год.
«Саратовпромпроект» — 108 млн рублей (проектные работы по застройке «Самарского заречья»). Группа RBE. Риск — утрата участия в проекте «Заречье».
ООО «Дом75» (ГК «Берег») — 1,9 млрд рублей (строительство второй очереди онкологического центра). Риск — утрата контрактов на 2008 год. Потеря средств, которые компенсировали колебания финансовых потоков «Берега» при жилищном строительстве.
ОАО «СамараАвтомост» — 49 млн рублей на реконструкцию ряда мостов в Самарской области. Риск — утрата контрактов на 2008 год.
Пищевая промышленность
«БиМоло». Собственник — Алексей Мартынов, опцион — Алексей Титов. Зависит от кредитной политики банка «Солидарность», объем обязательств по группе более 1 млрд рублей. Риск — смена собственников. Затрагивает все проекты Мартынова, включая «Русский хмель» и ГУП «Центр управления АПК».
Транспорт
Общий передел рынка пассажирских перевозок в 2008 году. В настоящий момент на рынке присутствует более 20 компаний. С учетом того, что контроль за маршрутами осуществляет область, бизнес может переделиться до неузнаваемости.
Сельское хозяйство
«Самараоблагропромснаб». Собственник — группа «Вид». Риск — утрата роли эксклюзивного оператора в части лизинга сельскохозяйственной техники.
«Василина». Риск — утраты поддержки со стороны бюджета, которую компания, имевшая более 100 000 га земли, имела при Титове.
Банки
«Солидарность», Газбанк, Первый объединенный банк. Риск — утраты в 2008 году прав на размещение средств областного бюджета.
Компании, которые могут утратить лояльность губернских властей в будущем
ГК «СОК» — проблемы в отношениях с руководством ОАО «АвтоВАЗ»
ОАО «Самараоблагропромснаб» — утрата губернаторского лобби на разных уровнях
ОАО «Самараавтодор» — выход из бизнеса компании Ивана Пятибратова (тестя Алексея Титова) и отставка Константина Титова
ОАО «Куйбышевазот» — утрата губернаторского лобби на разных уровнях
ОАО «Фармбокс» — отстранение от должности главы областного минздравсоцразвития Галины Гусаровой
Компании, которым лояльность губернских властей обеспечена
ОАО «Самаранефтегаз» и другие структуры НК «Роснефть» — принадлежность к государственной нефтяной компании
Корпорация «Двигатели НК» создана по прямому указанию Владимира Путина
«Самаратрансгаз», «Самарарегионгаз» — принадлежность государственному «Газпрому»
ОАО «АвтоВАЗ» — принадлежность «Рособоронэкспорту»
ОАО «Куйбышевская железная дорога» — принадлежность к государственному ОАО «РЖД»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: