Ровно 36 лет назад, 14 января 1967 года на стройплощадке будущего автозавода был вынут первый ковш земли. Как появился завод именно здесь? На первом этапе рассматривалось 112 площадок. После первого — грубого — отбора осталось 39. В конце концов после тщательного отсева определилось шесть основных претендентов: Горьковская площадка, Вологодско-Ярославская (ее поддерживал председатель Совета Министров А. Косыгин), Саратовская (Саратов-Балаково), Украинская (г. Бровары), Белорусская (Минск — Гомель) и Тольяттинская. И хотя без одобрения Политбюро не обошлось, Тольяттинский вариант из шести был выбран на основании копьютерного расчета.
Как вспоминал начальник управления КГС Николай Семизоров, строительство ВАЗа велось беспрецедентным для отечественной практики образом: решено было проектировать и строить параллельно. Так, коробки цехов монтировались без фундаментов, а фундаменты строились уже в закрытых цехах.
Чтобы выдержать требования западных технологий, первому директору ВАЗа Виктору Николаевичу Полякову пришлось отступить от многих советских стандартов — организационных (оплата труда, налогообложение), строительных, технических.
Прорыв к новому качеству жизни людей — так можно было бы назвать создание Волжского автомобильного завода. Тогда автомобиль из «роскоши» начал превращаться в «средство передвижения»…