26 марта 2007 20:48
14036

Подхватить туберкулез в Тольятти можно где угодно

24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом. Эта древняя болезнь относится к числу социальных болезней, возникновение которых связано с низким качеством жизни населения. В Тольятти, по данным противотуберкулезного диспансера, заболеваемость чахоткой в прошлом году составила 43,4 случая на 100 тысяч населения, заболеваемость среди детей – 11,4 случая на 100 тысяч населения, среди подростков – 31,3 случая на 100 тысяч (в 2005 году – 17,6 на 100 тысяч, в этой группе произошел самый большой рост). Смертность от туберкулеза выросла на 15%. Медики связывают это с ростом случаев сочетания инфекции ВИЧ и туберкулеза. Официально на учете на 1 января 2007 года находится 877 больных.


Дышите глубже!


Большинство горожан пребывают в уверенности, что в столовых работает персонал, регулярно проходящий медкомиссию, что в детских садах за их детьми ухаживают нянечки с санкнижками, что работники торговли и транспорта все в обязательном порядке проходят медкомиссии. И уж, во всяком случае, в таких профессиях заняты люди, не больные туберкулезом, особенно в его открытой форме. Как бы не так! Как выяснилось, в Тольятти нет ни одного человека, даже из числа обеспеченных, который бы не рисковал подцепить чахотку. 22 марта на заседании межведомственной комиссии в департаменте здравоохранения мэрии были озвучены факты, свидетельствующие о полной беззащитности населения перед палочкой Коха. Докладывала главный врач тольяттинского противотуберкулезного диспансера Евгения Знаменская:


– В городе около 500 человек с заразной формой туберкулеза. Почему-то все считают, что все заразные больные находятся в стационаре. Это заблуждение. Взрослых коек у нас всего 140. В 2006 году среди декретированного населения (занимающегося коммунальным и бытовым обслуживанием людей) выявлено 43 человека с туберкулезом. Среди них техничка школы №23, она больна туберкулезом, более двух лет не проходила флюорографию. В детсадах выявлено три больных человека, причем одна женщина – больная с заразной формой. Это нянечка в детском садике № 184. Работник троллейбусного управления флюорографию не проходил 3 года, в прошлом году его все-таки удалось взять на учет в тубдиспансере. При обследовании у него выявлен туберкулез в заразной форме, наркомания и ВИЧ с 2000 года. От госпитализации отказался. В марте этого года, когда он обратился к участковому терапевту по поводу плохого самочувствия, ему сделали снимок, госпитализировали в инфекционное отделение ГКБ №% в тяжелом состоянии, где он 20 марта и умер с диагнозом СПИД. И этот человек работал водителем на общественном транспорте! Выявлен еще один водитель с заразной формой туберкулеза и сахарным диабетом. Его приняли на работе без освидетельствования. У фармацевта, работающей в аптеке (ООО «Корс»), была выявлена заразная форма туберкулеза. Среди пищевиков обнаружены 6 человек с туберкулезом, у троих – в заразной форме. Это работница цеха изготовления полуфабрикатов ООО «Рица», оператор цеха паштетов мясокомбината и посудомойщица столовой в мэрии. Последняя сейчас проходит лечение, палочка у нее уже не выделяется, дано разрешение на работу, но без доступа к пищу и посуде, — сыпала примерами главврач.


Живучая палочка


Палочка Коха, или микобактерия туберкулеза, микроорганизм довольно зловредный. Он не боится низкой температуры, остается жизнеспособным даже при 270-градусном морозе. Особенно долго сохраняются бактерии в темных, сырых помещениях. В одежде больного, книгах – до 4 месяцев, в почве, воде, домашней пыли, молоке, масле, сыре они сохраняют жизнеспособность до 1 года. Правда, солнце палочку убивает в течение нескольких часов, а при кипячении она гибнет через пять минут, обработка хлоркой вызывает гибель возбудителя туберкулеза за 3-5 часов. То есть, все места, где находился больной с заразной формой, нужно после него серьезно обрабатывать. Все люди, бывшие в контакте с заразным больным, подлежат медицинскому наблюдению и обследованию на наличие туберкулеза. Евгения Знаменская напомнила, что только в 10% случаев на ситуацию с распространением заболевания может влиять система здравоохранения. Так как туберкулез – болезнь социальная, надо задействовать различные общественные институты, иначе его распространение не остановить.


На контроль!


Например, транспорт, пищевая промышленность, детские дошкольные учреждения и тому подобные организации, работники которых относятся к декретированной группе, должны проходить флюорографию раз в год. Кто должен контролировать выполнение этой нормы? По идее, работодатель, который обязан контролировать наличие санитарных книжек с пометкой о прохождении флюорографии. Но, как заметила Наталья Тарасова, заместитель главного врача по медицинской части поликлиники №2, каждый день выявляются десятки поддельных санитарных книжек. А уж что стоит подделать квиток о прохождении флюорографии! Медики считают, что руководители предприятий обязаны заключать договоры на флюорографическое обслуживание с лечебными учреждениями. Тогда можно четко отследить, кто, где и как «просветил» легкие, просмотреть картотеку пленок. Сегодня же, по словам Людмилы Федоровой, начальника отдела транспортного управления мэрии, работники общественного транспорта проходят флюорографию по месту жительства. А договоры с ЛПУ заключены только для медицинского освидетельствования без этой процедуры. По словам Людмилы Петровны, все водители и контролеры раз в год проходят флюорографии, даже альтернативщики «просвечены» на 90%. Про случай в ТТУ г-жа Федорова, видимо, не знала.


Клондайк заразы


Есть не мало претензий у руководителей первичного звена здравоохранения и к правительственным органам. Известно, что главный очаг инфекции находится в местах лишения свободы. Ежегодно освободившиеся из заключения граждане несут с собой микобактерию в города и поселки. Правоохранители в состоянии направлять в поликлиники списки вышедших на свободу, чтобы медики сразу брали из под контроль. Но, по словам Евгении Знаменской, только поликлиника №2 регулярно получает такие списки. По этому поводу старший инспектор отделения участковых уполномоченных милиции УВД Владимир Казаков заметил, что надо знать, какие территории охватывает то или иное ЛПУ. Много нареканий вызвал доклад Сергея Федькаева, и.о. руководителя отдела развития потребительского рынка соответствующего департамента мэрии. Специалисты департамента провели чуть более 200 проверок и выявили 40 точек, где были нарушения в плане прохождения медосмотров и флюорографии. А ведь именно торговля, по выражению Натальи Тарасовой, «клондайк заразы». На рынках и мелких торговых точках работает много приезжих. Медики предложили провести учебу для специалистов департамента. На фоне напряженной ситуации по туберкулезу в Тольятти некоторые врачи самостоятельно пытаются привлечь людей в рентгенкабинеты. Например, в 9 квартале Автозаводского района появились листовки следующего содержания: «Внимание! Эпидемия туберкулеза! Просим всех взрослых пройти флюорографию в поликлинике №3 по адресу: Степана Разина, 12, кабинеты 102, 105, в течение дня. Врач Храмова.» Прочитав объявление, житель Автозаводского района позвонил в газету с вопросом: есть ли в городе эпидемия? Евгения Знаменская официально заявила, что в городе нет эпидемии туберкулеза. А листовка с печатью врача – просто жест отчаяния медиков, которые иными способами не могут привлечь население к профилактике и раннему выявлению туберкулеза. У председателя Лиги защиты прав пациентов Сергея Дьячкова иное мнение на этот счет: врачам просто нужно выполнить план диспансеризации. А люди не хотят проходить рентген, в том числе из-за качества обслуживания в больницах. Вот врачи и решили напугать население, чтобы не проштрафиться, выполнить план и получить премию. В том, что показатели «хромают», признаются и сами медики. В частности, замминистра областного министерства здравоохранения Василий Павлов попенял нашим медикам на недоработки. Охват населения флюорографией в 2003 году – 86,9% населения, в 2006 году – 84,2%. Дети до 14 лет в 2006 году охвачены туберкулинодиагностикой на 93%, а подростки – на 99%.


Настрой решительный


На сей раз члены межведомственной комиссии настроены более чем решительно – довести охват населения флюорографическим обследованием до 100%. Хотя представители поликлиник считают, что это не реально. Ведь по закону человека нельзя заставить обследоваться и лечиться на туберкулез. Конечно, можно не принять его с болезнью на работу. А скрутить руки и насильно приволочь под рентгенаппарат – нельзя. Есть люди, которые должны «просвечиваться» два раза в год. Это больные ВИЧ-инфекцией, наркоманы, алкоголики и больные психологическими заболеваниями. На самом деле среди всех выявленных больных чахоткой 60% — это как раз алкоголики. Кто и как будет убеждать эту группу прийти в поликлинику – непонятно.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: