Реформа Федерации: торг уместен

31 мая 2000 07:54
 9068
Сегодня Государственная Дума ФС РФ начнёт обсуждение президентских законопроектов, касающихся реформирования системы федеративного устройства России. Публикуя статью известного политолога, профессора Иосифа ДИСКИНА, посвященную президентскому плану переустройства Российской Федерации, напоминаем, что мнения отдельных авторов не всегда и не во всём совпадают с мнением редакции.

Редакция АПН

Реформы начаты. Неожиданны лишь приоритеты. Кажется необъяснимым, каким образом неквалифицированные советники или злой рок толкнули президента Путина на самый опасный для России путь — на путь бюрократического реформирования федеративных отношений.

Конечно, реформировать эти отношения необходимо. Невозможно далее терпеть авторитаризм региональных лидеров, игнорирование ими федеральных законов, разгульное нормотворчество, феодальные барьеры, рассекающие хозяйственный организм.

Но почему для лечения перхоти нужно отрубать голову? Почему выбран путь, который уже в близкой перспективе ведет к конфедерализации России? Ведь в новой ситуации центр политических интриг, место, куда чиновники и бизнесмены стекаются в поисках покровительства и для того, чтобы продемонстрировать свою лояльность, будет перенесен из Москвы в новые ?столицы? — туда, где будут размещаться резиденции семи ?генерал-губернаторов?.

Неважно, проникнется генерал-губернатор интересами региона или будет отстаивать позицию центра в борьбе с региональными элитами. В любом случае будет стимулироваться политическая консолидация региональных элит. Вместо того, чтобы приблизиться к жизни регионов, Москва все больше будет превращаться в далекий и чуждый Вавилон, мало интересующийся проблемами периферии.

Бюрократическое ослепление и административное рвение авторов этих идей не позволяют видеть, что в России энергично запускается механизм региональной идентичности. Это очень позитивно в успокоившейся Европе. Возрождение культурных традиций прошлого обогащает многоцветье единой Европы. Но у нас еще не сложилась российская идентичность. Еще жива память о Советском Союзе — лишь недавно большинство населения страны стало считать себя россиянами.

Только бюрократическая прямолинейность могла подсказать, что назначение семи генерал-губернаторов ? ?очей государевых? — будет цементировать единое государство. Нужно знать подлинную историю России с борьбой её народов за национальную культуру, общественности — за право на легальную активность, не подавляемую жесткой пятой столичной бюрократии. Революции выросли, в том числе, и из ее тупого нежелания поделиться властью, строить разумный баланс интересов центра и живых сил провинции.

Политика пошла впереди экономики, раньше осознания взаимозависимости центра и регионов, формирования реалистического фундамента региональных экономических интересов и требований.

В борьбе против этих инициатив очень активно, но закулисно, будут действовать прижатые к стенке региональные элиты. Проехавшись катком по их политическим и экономическим интересам, центру трудно рассчитывать на искреннюю лояльность политике укрепления государства.

Региональная политическая консолидация, как показывает опыт империй и молодых федераций, неизбежно будет истерически идеологизированной и политиканской. Она будет спекулировать на имперском образе Москвы, угнетающей и эксплуатирующей свои ?колонии?. Недавняя история распада Союза могла бы служить хорошим уроком.

Ответные репрессии со стороны центра будут лишь подливать масло в огонь, создавать новых героев и мучеников, звать на борьбу молодых энтузиастов. В результате: опасная перспектива распада России, немедленный рост конфронтации, много хлопот региональным лидерам, но не искомое ослабление их влияния.

Уже в недалеком будущем в центр борьбы будет поставлено участие представителей регионов в назначении генерал-губернаторов. Даже искушенным политикам, не то что строевым генералам, придется нелегко. Успех регионалов создаст центры консолидации региональных интересов. Неудача превратит генерал-губернаторов в ?сатрапов центра?.

Неизбежны требования регионального политического представительства — уже стоит в повестке дня вопрос о создании неконституционного Госсовета — и иные ответные шаги со стороны региональных элит.

Не хочется верить, что весь этот кошмар — плод недомыслия, слабой политической экспертизы в президентских структурах.

В качестве объяснения приходит в голову мысль, что как раз наоборот, налицо хорошо продуманный многоходовый политический план президента. Начать радикальные политические шаги, заготовленные ?семейными? аналитиками. Заставить региональных лидеров осознать шаткость их положения (тогда подбор генерал-губернаторов становится вполне оправдан), оценить гадательность исхода конфронтации с Москвой и побудить податливую готовность к масштабным уступкам.

Что ж, начинать с радикальных предложений — обычное дело в дипломатии и в бизнесе, база для начала переговоров с региональными лидерами с позиции силы. В такой ситуации можно добиться действительно необходимого:

  • назначения в федеральные округа заместителей генерального прокурора, свободных от местного влияния, но знающих реальное положение вещей, которые смогут приостанавливать действие нормативных актов, противоречащих федеральным законам, отстранять или даже арестовывать должностных лиц, нарушающих закон;

  • принятия закона о порядке лишения парламентской неприкосновенности и отстранения от должности глав субъектов, нарушающих федеральный закон;

  • развития федеративных отношений на основе четкого и честного разделения источников федерального и регионального бюджетов;

  • принятия, наконец, закона, обеспечивающего надежную финансовую базу муниципальных образований;

  • активизации региональной экономической интеграции.

Очевидно, что в сложившейся ситуации региональные лидеры с облегчением и энтузиазмом поддержат новые инициативы президента, если он продемонстрирует готовность ради стабильности и согласия сделать широкий жест, отказаться от своих предложений и искать взаимоприемлемые решения.

Коль скоро замысел состоял в этом, то нужно снять шляпу и с радостью признать, что Россия избрала де Голля и Талейрана в одном флаконе.


АПН

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: