На ВАЗе зреет забастовочное движение
Хроника недовольства
Разговоры о реформировании (реорганизации) ВАЗа ведутся довольно давно. С начала этого года слухи превратились в приказы президента — генерального директора и решения Совета директоров: было объявлено о создании вместо привычных производств так называемых бизнес-единиц. Но информация о принимаемых решениях была настолько скупой и неконкретной, что особых чувств у вазовцев не вызывала.
Все изменилось 2 июня, когда Алексей Николаев подписал приказ ? 418, которым был утвержден состав будущих бизнес-единиц. Вряд ли стоит уподоблять его взрыву бомбы, но для некоторых работников предприятия знакомство с будущим распределением цехов между вновь организуемыми бизнес-единицами оказалось весьма неприятным.
Первым всколыхнулись работники цеха 54-5 КВЦ (Корпус вспомогательных цехов). 27 июня на конференции трудового коллектива 55 делегатов от полутысячи рабочих единогласно приняли решение «…не входить в состав бизнес-единицы «Вспомогательное производство». Кроме того, рабочие потребовали от администрации ввести цех 54-5 в бизнес-единицу «Автомобильное производство». В противном случае коллектив цеха оставил за собой «право на защиту своих прав и интересов».
Следующей ласточкой стали работники цеха 43-2 СКП (Сборочно-кузовное производство). 9 августа они провели свою конференцию. Заявив, что они вынуждены пойти на крайние меры для защиты своих прав и интересов, работники предъявили администрации ультиматум с требованиями: не выводить цех за территорию предприятия; увеличить тарифную часть заработной платы в два раза: установить ежемесячную 100-процентную индексацию заработной платы работников; выплатить вознаграждение по итогам работы за год. Все требования были направлены в адрес Николаева, а заканчивалось послание стандартной фразой: «Считать данные требования началом коллективного трудового спора». На языке профсоюзов это означает, что дело пахнет забастовкой.
Третьим «забродившим» стал цех 43-4 СКП. Без лишних околичностей там уже создают забастовочный комитет. На этой неделе как раз должно было завершиться его создание…
Всю эту информацию мне дали в заводском профкоме профсоюза «Единство». И это не случайно. В том же цехе 54-5 половина работников — члены «Единства». А всю работу по отстаиванию прав его рабочих возглавили его члены — председатель производственного совета цеха М. Пелепчук и председатель цехового профкома «Единства» В. Рингач.
«Готовы к крайним мерам»
Подробнее о причинах недовольства рабочих мне рассказал председатель заводского профкома «Единство» Петр Золотарев:
— Одна из главных причин брожения на ВАЗе — недостаток информации. До сих пор не ясна структура реформирования. Непонятно — каковы будут условия труда, какова будет зарплата, кто, в конце концов, будет руководить. Невнятность порождает неуверенность людей в себе и в своем будущем. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало разбазаривание оборудования. Все это идет в соответствии с приказами, где указываются фирмы, которым оно передается, и цены, по которым передача осуществляется. Людей возмущают низкие цены и сомнительное происхождение фирм. Ведь кто является их учредителями? Есть подозрения, что сами руководители и являются. Но главное для работников в ситуации с реформированием — не потерять все те гарантии, которые они имеют сейчас, будучи членами трудового коллектива ВАЗа. Как будет все в бизнес-единицах, мы не знаем.
— Отсутствие информации порождает недоверие?
— На мой взгляд, администрация должна была заранее и подробно все рассказать о своих планах. То, что было опубликовано в заводской газете о реформировании, совершенно недостаточно…
По большому счету, администрация задумала хорошие мероприятия для трудового коллектива. Действительно, машина ВАЗа требует реорганизации: на Западе это все уже сделали. Однако сейчас становится ясным: все, что делается, направлено на извлечение большей прибыли. А прибыль будет извлекаться лишь при снижении расходов. В первую очередь, это — зарплата, средства на поддержание нормальных условий труда, социальные гарантии. Как раз эти статьи и попадают под сокращение.
Один из отцов реформирования — директор по корпоративному управлению Петр Нахманович, разъясняя свою задумку, заметил: «будет создаваться механизм мотивации персонала в бизнес-единицах». То есть будет сделано все для того, чтобы каждый работник стал дорожить своим рабочим местом и отчаянно трудиться из-за боязни потерять средства к существованию. Иными словами, будет искусственно создана социальная напряженность. Она и сейчас есть, а будет еще больше. Для нас это не является открытием: изучая западный опыт по реорганизации, мы сталкиваемся с этим постоянно. Но мы учимся у своих зарубежных товарищей и методам борьбы за свои права.
Однозначно — наша реорганизация проводится без учета интересов рабочих. Неудивительно поэтому их мнение, что ничего хорошего от нее не будет, а значит, надо отстаивать свои интересы вплоть до крайних мер…
Минимум информации
К крайним мерам вазовцы могут прибегнуть уже в ближайшую неделю-две. На этих сроках настаивают в профкоме «Единства». Причем из трех «возмущенных» цехов первым на «тропу войны» станет, по-видимому, цех 54-5. Кстати, последствия от его неработы могут быть весьма серьезными. Цех занимается обслуживанием и ремонтом всех заводских конвейеров, и нетрудно представить себе, что случится, если конвейер вдруг остановится из-за поломки, а отремонтировать его будет некому.
Но забастовки может и не быть. Если заводская администрация хотя бы вступит в диалог с рабочими. Многого им не надо — лишь бы разъяснили да обнадежили. Однако пока предпосылок к этому нет.
Как нет желания просвещать рабочий класс (или его полпредов) насчет его будущей жизни. Свежий пример. 17 августа в учебном центре прошел семинар для вазовских руководителей. В узком кругу управленцам разъясняли положения одного из последних приказов Николаева — ? 651 от 8 августа. Нетрудно догадаться, что документ посвящен предстоящей реорганизации. Но из ряда прочих его выделяет название — «Об утверждении «Основных принципов формирования и функционирования бизнес-единиц и центра ответственности в структуре АО АвтоВАЗ». И объем — на 25 машинописных страницах. Все попытки Золотарева попасть на семинар окончились неудачей. Топ-менеджеры продолжают темнить.
Тем не менее редакция надеется, что для нас будет сделано исключение и мы сможем донести до наших читателей точку зрения вазовской администрации на реорганизацию. Кто знает, а вдруг опасения рабочих напрасны и их шатания — только от незнания?
Александр Шмыгов