Взявшись за реформирование АвтоВАЗа, нынешний президент завода Игорь Комаров сразу заявил, что численность его работников необходимо сократить со 102 тыс. до 72 тыс. человек. Однако работники неохотно переходили в специально созданные «дочки», и сроки этого сокращения приходилось продлевать, но тем не менее на начало апреля число рабочих на заводе должно было составить 71 тыс. человек.
Как отметили в пресс-центре завода, «задача по оптимизации численности персонала в целом выполнена, и большинство структурных подразделений завода уже достигло норматива».
В целом в течение ближайших десяти лет общая численность персонала завода должна сократиться на 3%, до 69 тыс. человек. При этом уже в 2013 году из-за запуска в производство новых моделей АвтоВАЗу придется снова увеличить число работников на 11%, до 72 тыс. человек.
АвтоВАЗ уже сейчас пробует практику быстрого набора нужного числа людей. Из-за резкого роста спроса на «классику» в рамках госпрограммы по утилизации в мае завод планирует привлечь к работе на конвейере своих бывших сотрудников. Однако принимать их в штат не собирается, а лишь приглашает поработать по срочному договору. «Наем персонала по срочным трудовым договорам уже не раз практиковался АвтоВАЗом. В частности, например, во время летних каникул так работали студенты», — отметили в пресс-центре завода. Этим летом предприятие планирует по срочным договорам пригласить около 3 тыс. человек. Но, по словам председателя независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петра Золотарева, не многие работники хотят вернуться на завод в качестве запасной рабочей силы.
Цель АвтоВАЗа — довести производительность труда на заводе до мирового уровня: 25 автомобилей в год на рабочего сборочного производства. Так, согласно бизнес-плану, объем производства предприятия вырастет втрое, с 400 тыс. единиц в 2009 году до 1,2 млн единиц в 2020 году. При этом АвтоВАЗ готов существенно увеличить затраты на развитие персонала. В среднем до 2020 года они составят 300 млн руб. ежегодно. Большая часть расходов приходится на 2011 год — 839 млн руб. (переоснащение корпоративного университета). Косвенным подтверждением того, что завод и в дальнейшем может прибегать к практике срочного найма, служит то, что на 2012-2013 годы заложено 678 млн на подготовку неквалифицированного персонала.
Как считает Петр Золотарев, руководство завода скорее всего решит переводить 5-6 тыс. «лишних» сотрудников в дочерние общества, тем более там есть вакантные места. Так, на эти предприятия пока переведено только 6,5 тыс. человек, хотя вакансий в «дочках» предусмотрено около 12 тыс. Кроме того, в городской службе занятости численность рабочих с АвтоВАЗа уже достигла несколько тысяч. «97% из них — люди предпенсионного возраста, претендующие на досрочную пенсию, а так как работы сейчас не очень много, мы им предлагаем организовать собственный бизнес или пойти обучаться на другую профессию», — отметили в центре.
По словам директора по развитию бизнеса Auto-Dealer.Ru Олега Дацкива, пока АвтоВАЗ не выходит на один уровень с мировыми производителями по управлению персоналом. «Все мировые концерны работают примерно с 50 тыс. человек, производя такой же объем, который планирует производить АвтоВАЗ. Тем более на заводе взяли прицел на чужие платформы, для которых разработчики не нужны», — считает эксперт.