Татьяна Филиппова: Для меня важна работа в команде

04 июня 2012 11:31
 11240

Почти полтора месяца городской медициной руководит новый человек. В начале апреля эту должность заняла Татьяна Филиппова. В свое время Татьяна Юрьевна была главным акушером-гинекологом Тольятти, затем работала в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Представляя Филиппову своей команде и журналистам, мэр Сергей Андреев ясно дал понять, что ждет перемен к лучшему в работе медицинских учреждений. Свое первое интервью после назначения Татьяна Юрьевна дала корреспонденту газеты «Городские ведомости».

— Татьяна Юрьевна, когда я шла к вам на встречу, мне вспомнилась древняя китайская мудрость: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Однако вы пошли на еще более рискованный шаг: в эпоху перемен заняли должность руководителя. Сейчас идет реорганизация департамента здравоохранения, вскоре изменится сфера его полномочий, и пока даже неизвестно, какой она в итоге будет. Так почему вы пришли на этот пост?

— Предложение занять эту должность было для меня довольно неожиданным. Не скрою, вначале одолевали сомнения. Но в одном мудром выражении говорится: «Слабый человек видит в возможности опасность, а сильный — в опасности возможность». И я поняла, что для меня это реальная возможность поработать в команде нового мэра.

— Мэр попросил вас сделать все возможное, чтобы люди, которые приходят за помощью в больницы и поликлиники, чувствовали, что о них заботятся. У вас было время освоиться в новой должности. За это время поняли, что нужно сделать, чтобы удовлетворить просьбу мэра?

— Я считаю бессмысленным работать, закрывая проблемные дыры. Хотя, честно говоря, именно с этого пришлось начинать свою работу в департаменте.

Одной из важнейших задач считаю программу модернизации. Это большие дополнительные деньги в систему здравоохранения. Они идут на капитальный ремонт помещений, на приобретение медоборудования, в том числе и экспертного класса, внедрение стандартов медицинской помощи, информатизацию отрасли, а также на повышение доступности медицинской помощи. Эта программа — заслуга федерального правительства. Со стороны профильного министерства правительства Самарской области и Территориального фонда ОМС идет строжайший контроль над ее исполнением. Мы следим за тем, чтобы выделенные средства были освоены в срок, ремонт в зданиях был проведен качественно, чтобы оборудование лечебные учреждения получили именно такое, какое требуется.

Модернизация улучшит условия, в которых горожане получают медицинскую помощь. Ведь стены тоже лечат. При моем посещении Городской инфекционной больницы я увидела искреннюю радость медицинского персонала, работающего в красивом, отремонтированном отделении.

— Но ведь проблема в том, что в самом уютном и красивом помещении персонал останется прежний. Наши читатели чаще всего жалуются даже не на то, что их плохо полечили, а на то, что нагрубили, попытались взять денег за услугу, которая предусмотрена по полису ОМС, и так далее. Что вы думаете менять в системе в этом направлении?

— Раз вы меня об этом спрашиваете, то это уже индикатор неблагополучия. Взаимоотношения «пациент — медицинский работник» — очень важная проблема. В 2011 году, работая в Фонде обязательного медицинского страхования, я организовала на предприятиях и в учреждениях Тольятти анонимное анкетирование на предмет удовлетворенности качеством медицинской помощи. В том числе просила дать оценку отношению медицинских работников к пациентам. По амбулаторно-поликлиническим учреждениям раздражение и грубость врачей отметили 5,9% опрошенных, медицинских сестер — 8,6%. Кроме того, безразличие врачей ощутили 26% горожан, со стороны средних медработников — 23%. Внимание и участие получили от врачей 28% пациентов, а от медицинских сестер — 25%. В стационарах внимание и участие получили: от врачей — 46% пациентов и 48% — от медицинских сестер. На раздражение и грубость пожаловалось только 4% и 8% опрошенных.

Почему грубость медработников стала ежедневным явлением? Почему сами медработники не только говорят об этом на профессиональных форумах, но и создают во всех регионах России комиссии по этическим проблемам? Я бы не стала рассматривать эту проблему в отрыве от жизни общества в целом.

У нас сейчас сложилась очень серьезная ситуация с кадрами — низкая укомплектованность. Молодежь не хочет идти в медицину, так как при высоких затратах на обучение, огромной ответственности за жизнь и здоровье людей — отдача неадекватная. По-прежнему низкой остается зарплата и, что еще важнее, нет возможности купить или получить в пользование жилье. Самый большой дефицит кадров испытывают амбулаторно-поликлинические учреждения. Происходит процесс профессионального выгорания людей, ведь специалистам приходится работать на две ставки. Но даже при такой нагрузке врач, а тем более медицинская сестра не получают достаточного дохода для нормального существования. Возникает неудовлетворенность собой, что сказывается в первую очередь на пациентах.

Думаю, привлечение специалистов в городскую систему здравоохранения возможно за счет предоставления жилья и повышения заработной платы. С 2010 года в городе реализуется программа компенсации расходов по оплате арендуемого жилья в размере четырех тысяч рублей в месяц. На эти цели в 2011 году израсходовано около 8 миллионов бюджетных средств. Аналогичная сумма заложена в бюджет 2012 года. К сожалению, эта мера явно недостаточна. Актуальным является предоставление общежитий для медработников или ведомственного жилья с возможностью его дальнейшего выкупа. Мы ищем механизмы решения этого вопроса.

Не менее важным является и повышение престижа профессии медицинского работника. Здесь нужно делать акцент на поощрении лучших сотрудников, тех, кого уважают и пациенты, и коллеги. Сейчас мы готовимся к празднованию Дня медицинского работника, проводим конкурс на лучшего врача года по различным номинациям. Будем награждать лучших, обязательно пригласим на торжество и ветеранов отрасли.

Решение кадрового вопроса снимет и целый ряд других проблем, приводящих к неудовлетворенности граждан от обращения за медицинской помощью. В этой ситуации надо посмотреть, насколько мы рационально используем имеющиеся кадры. Обязательно нужно провести анализ структуры посещений в поликлиниках и вызовов скорой помощи. Там, где не требуется участие врача, шире использовать труд среднего медперсонала, оказывать больше доверия медицинским сестрам.

 — Татьяна Юрьевна, порой на качество медицинской услуги влияют проблемы, решение которых не требует каких-то вложений, дополнительных людских ресурсов. Нужны совсем небольшие организационные усилия. Приведу пример. В городе успешно действует электронная регистратура, которая отлично зарекомендовала себя. Но! Ты приходишь ко времени, указанному в талоне, а тебе все равно приходится сидеть под дверью кабинета два часа, потому что действует принцип живой очереди, а перед этим еще нужно отстоять очередь и в регистратуру. Спрашивается, зачем тогда создавалась столь сложная система?

— Абсолютно согласна. Контролировать очередь должны участковые медсестры и заведующие отделениями. Именно они должны интересоваться, кто сидит в очереди, и придерживаться временного графика. А это уже работа с кадрами администрации учреждений.

Важно, чтобы внедренная электронная регистратура, получившая одобрение министра здравоохранения и социального развития Самарской области Геннадия Николаевича Гридасова, развивалась, чтобы она становилась более удобной. Со временем мы будем открывать доступ через сайт «Здравпортал» к максимально широкому числу узких специалистов (на сегодняшний день записаться на прием через сайт можно к участковым врачам, офтальмологу, травматологу-ортопеду, гинекологу, стоматологу. — Прим. авт.).

Кроме того, мы планируем и дальше развивать информационные технологии в здравоохранении: внедрить выписку электронного рецепта на лекарственные средства, в том числе льготного отпуска. Пока обстоятельством, снижающим эффективность работы электронной регистратуры, опять же является низкая укомплектованность кадрами.

— Вы уже объезжали какие-то лечебные учреждения?

— Да, и буду делать это регулярно. В первую очередь объезжаю ЛПУ, где ситуация особенно острая. Была в Федоровке, в офисе врачей общей практики. Увидела, в каком ужасном состоянии находится помещение. Офис расположен в здании местной школы, летом там жарко, а установить кондиционеры невозможно — стена может обрушиться. Зимой стены промерзают насквозь, ступеньки проваливаются. Мы думали о переносе офиса в АПК №4 четвертой поликлиники, который расположен на улице Зеленой. Врачей там достаточно, прекрасные помещения. Но вот ехать туда жителям Федоровки все-таки далековато. Поэтому сейчас изыскиваем возможность аренды площадей в здании бывшей администрации поселка. Это будет удобно и жителям, и медработникам.

Была я и в Городской инфекционной больнице, посмотрела работу отделения сестринского ухода, которое также требует повышенного внимания. Посетила наиболее загруженные пункты выдачи лекарственных средств.

— И последний вопрос. Всякий новый руководитель почти всегда меняет команду. Вы планируете это делать?

— Для меня очень важна работа в команде. Я хочу, чтобы со мной работали профессионалы, работоспособная команда. О кардинальных решениях говорить преждевременно.

 

Текст: Елена Супонькина

 

Источник: Городские ведомости

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы пойдете на выборы 9 сентября?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: