В грядущее воскресенье тольяттинцы решат, строить ли в городе новую дорогу через лес. Важнейшая общегородская тема подогревает интерес к выборам 18 марта. Кроме того, власти обещают, что решение тольяттинцев будет отражено в новом генплане города, два варианта которого уже разработано. В одном из них лесная магистраль есть, в другом нет.
Само строительство новой лесной дороги пока не выглядит реальным в ближайшем будущем. Есть проблемы с законодательством и финансированием, из-за которых совершенно не ясно, какую дорогу в итоге получит Тольятти и будет ли она отвечать его потребностям.
Тольятти не готов к строительству новой дороги через лес
А кроме того, есть сомнения и в том, что такая дорога вообще нужна городу.
В Тольятти есть проблема с пробками?
Часть горожан уверена в том, что лесная дорога поможет избавить Тольятти от пробок, в час пик образующихся на Южном шоссе. Но есть и другая точка зрения — многие тольяттинцы считают, что в нашем городе проблема пробок преувеличена. Такого мнения придерживается известный активист и общественник Владимир Волга, с которым мы обсудили особенности и опасения, связанные со строительством лесного шоссе.
«У нас нет больших пробок. У нас есть заторы, это явление временное, в основном в час пик. Но это проблема любого крупного автомобилизированного города, — говорит он. — Как таковых пробок у нас нет, они возникают только во время ДТП. Все остальное — это замедление трафика утром и вечером. Кто-то считает, что если проезжает светофор не на первый «зеленый», а на второй, значит стоит в пробке. Для них хочется сделать экскурсию в Самару или Саратов, не говоря о Москве, чтобы они познакомились с пробками на час-полтора. У нас за час можно доехать от Шлюзового до Нового города без проблем».
С этой точкой зрения отчаянно спорят сторонники лесной дороги, считая, что она поможет разгрузить Южное шоссе, перенаправив поток автомобилей через лес. Однако, далеко не каждый горожанин согласится платить изо дня в день за проезд по такой дороге, если она все-таки будет построена на деньги сторонних инвесторов.
А в ГИБДД и вовсе не находят причин для строительства новой лесной трассы.
«В последние пять лет мы отмечаем снижение аварийности на дорогах, — рассказал на одном из совещаний начальник ГИБДД Тольятти Сергей Фокин. — Если в 2013 году мы зафиксировали более чем 1200 ДТП, то в 2017 году у нас уже было 940 происшествий. Снижение аварийности мы связываем с расширением улицы 40 лет Победы, установкой светофоров и дорожных знаков».
«Городу не выгодны личные автомобили, — продолжает Владимир Волга. — Люди лукавят, когда говорят, что Тольятти нужна дорога для развития. Городу нужно, чтобы горожанин быстро переместился из точки А в точку Б. И для города в этом плане выгоднее один автобус, вместо ста машин. Тольятти нужно развивать муниципальный транспорт, делать выделенные полосы».
Отсутствие каких-либо готовых проектов по лесной дороге чревато рядом проблем. Новое шоссе может серьезно усложнить движение в местах выезда как в Центральном районе, так и в Автозаводском. Новый поток автомобилей добавится к кольцу 40 лет Победы — Ворошилова — Ленинский — Жукова, где не сказать, что движение не загружено. А в Старом городе четырехполосная дорога буквально выльет поток автомобилей в узкие улицы района.
«Дорога может создать новые проблемы. Она будет выходить или на улицу Баныкина, или на улицу Мира, но все равно в Старом городе дороги очень узкие. Мы создадим новый очаг напряженности, нужно будет делать кольцо или развязку, а строить их негде. Там опушка леса и через дорогу начинаются жилые дома», — уверен Владимир Волга.
Тольяттинцы восстанавливают лес
Самые циничные сторонники лесной дороги чаще всего указывают на то, что тольяттинский лес все равно сгорел и практичнее было бы использовать эту территорию под дорогу. Но это не так.
Согласно данным Рослесхоза, Тольятти обладает почти 8 тысячами гектаров леса. 2 тысячи из них сгорело в 2010 году, еще примерно столько же пришлось вырубить после. Однако уже почти 7 лет тольяттинцы собственными силами восстанавливают свой лес.
«Мы каждый год проводим посадки нового леса на местах сгоревшего, — рассказывает заместитель директора департамента телекоммуникаций ООО «ИнфоЛада» Ольга Перевалова. — Это стало доброй традицией и к нам присоединяются многие тольяттинцы. Да и в целом такие акции очень объединяют горожан. Мы считаем, что сможем возродить наш лес, конечно, уже не для нас, а для наших детей и внуков, но это еще более важно. Если же в лесу появится новая дорога, она в любом случае уничтожит труд сотен тысяч горожан – разделенный надвое лес просто не выживет. Получается, люди сажали, тратили силы, время, деньги в том числе, а их усилия пойдут прахом».
За прошедшие годы горожане, активисты, власти и организации засадили около 2 тысяч гектар леса, более тысячи гектар молодых посадок прижилось, сообщил Владимир Волга. Это тот лес, который уже восстановлен и растет. А тем временем, один из вариантов лесной дороги предложили провести ровно по той территории, где растут эти деревца…
«Совсем не ясно, за какую дорогу в лесу предлагают голосовать горожанам, где она проляжет? — продолжает Ольга Перевалова. — Никаких проектов нам не показали, кто будет финансировать строительство не сказали. Есть опасения, что эта дорога будет сделана второпях, некачественно, и просто не сможет выполнять свою главную функцию. Возможно, с развитием технологий нам предложат вариант лесной дороги, который удовлетворит всех. К примеру, высокотехнологичная эстакада, которая не будет оказывать губительного влияния на лес. Сейчас же между лесом и дорогой, я выберу лес. Проблемы в дорожной сети можно решить, но не прибегая к таким кардинальным мерам, как уничтожение леса. Есть та же интересная идея создания развязки на Южном шоссе, которую прорабатывали специалисты».
Другие варианты для развития дорожной сети
Изначально питерский институт предложил Тольятти два варианта развития дорожной сети — лесную дорогу и развязку на Южном шоссе, а также расширение Лесопаркового шоссе. В отличие от новой трассы через лес, некоторые подвижки в ситуации с развязкой уже есть.
«Генеральным планом строительство развязки на Южном шоссе предусмотрено, — ответили на запрос TLT.ru в горадминистрации. — Проектная документация разработана в 2006 году. В настоящее время требуется разработка проекта планировки с проектом межевания территории, изъятием земельных участков смежных землепользователей, регистрацией права муниципальной собственности и разработка проектно-сметной документации».
Похожая ситуация и с Лесопарковым шоссе. До некоторого времени серьезно обсуждалась идея расширения «зеленки», но в 2012 году городу пришлось заняться ее ремонтом. По действующему законодательству, между ремонтом и реконструкцией должно пройти пять лет и сейчас можно рассмотреть проект по расширению. Однако, как сообщили в администрации, в данный момент на этой территории не решен вопрос изъятия земельных участков у третьих лиц и регистрации права муниципальной собственности земельных участков.
«Нам сейчас преподносят лесную дорогу в виде самого дешевого варианта решения дорожно-транспортной проблемы. Если мы рассматриваем лесную эстакаду или туннель, то тогда проект дорожает в разы. А денег нет даже на строительство обычной дороги, — подчеркивает Владимир Волга. — Кроме того, специалисты, представители ГИБДД и непосредственно руководитель департамента дорожного хозяйства отмечают, что нынешние транспортные проблемы можно решить путем реконструкции существующей дорожно-транспортной сети. Это и выведение улицы Офицерской на Южное шоссе, и строительство развязки. Это поможет снизить напряженность».
У города есть опыт удачной оптимизации дорожной сети – добавление отдельных съездов на кольце улицы Борковской и Южного шоссе (где ладья) позволило заметно снизить напряженность на этом участке. Такое «расширение» Южного шоссе на перекрестках и достройка улицы Офицерской помогут заметно улучшить ситуацию.
Однако тольяттинцам вновь предлагают решить, нужна ли городу лесная дорога. По сути, нам предстоит выбрать между лесной трассой и грамотной реконструкцией нынешней дорожно-транспортной сети. Поэтому перед выборами в воскресенье тольяттинцам нужно разобраться, за что и против чего нас просят проголосовать.
Василий Горемыкин