20 сентября 2005 11:59
11070

В парке Победы есть памятники, пиво, спорт и немножко вандализма

В хорошую погоду, вы всегда можете увидеть и услышать их, лихо, с грохотом, катающихся по гранитным плитам памятника, в парке Победы.


Обыкновенные, лохматые подростки, неотличимые от своих сверстников из Москвы, Лондона или Гамбурга, в мешковатых штанах и большеразмерных майках и рубашках, с наушниками, на скейтах и коньках.


Что-то неправильное есть в этой обыденной картине. Это было бы немыслимо лет 15-20 назад. В те времена их сверстники стояли здесь в почетном карауле. Правда, уже тогда, это была некая, искусственная демонстрация лозунга: «Никто не забыт, ничто не забыто!». Сотни тысяч солдат лежали незахороненными в траншеях, воронках и блиндажах в лесах и болотах, а в Тольятти, не видевшем войны, школьники и школьницы с автоматом ППШ стояли у монумента.


Возможно, все дело в скейтах и велобайках. Этих предметов и слов тогда тоже не было. Но теперь к этим предметам, лично у меня, появилась стойкая, негативная ассоциация. Мне, как человеку хоть и незнакомому с курсом сопромата, становится понятно, что гранит не вечен. Я внимательно посмотрел под ноги и увидел, что стыки плит местами имеют щели и начинают «ходить» под ногами. Скоро осенние дожди и снег сделают свое дело, щели станут шире, будет необходим ремонт и не будет денег.


Все очень просто, когда один элемент культуры используется представителями другой субкультуры не по прямому назначению. Может быть, все началось с того, что «Вечный огонь» оказался «невечным». Известно, что газ был привозным, обслуживанием такого уникального объекта газификации стоило дорого.


Не будем кидать камни в начало 90-х годов. Наверно мало кто с ностальгией или теплотой вспоминает талонное время очередей. Помните надписи? «Получите ваш заказ» и 300 г вареной колбасы на декаду…


Но вместе с талонами, как-то незаметно и бесшумно, рухнула вся прежняя, советская система работы с подрастающим поколением. Детские клубы превратились в офисы, исчезли кружки и секции, как динозавры от бескормицы и безденежья повымирали педагоги общественники.


На фоне изменившегося общественного ландшафта появился и новый, молодой человек эдак 90 –го года рождения, плюс — минус пять лет. Новое поколение уже не носило октябрятские звездочки и пионерские галстуки. Зато много смотрело телевизор. Именно «ящик», демонстрировал и тиражировал манеры, моду, даже необходимый минимальный словарный запас выражений, которые впитывались и транслироваались молодежью.


Далее, за словами следуют поступки, образцы для подражания, кумиры. Явление стало глобальным. Молодые благодаря ТВ имеют общую музыку, смотрят одни и те же фильмы, которые выходят практически в одно и тоже время. Теперь у молодежи есть Интернет, электронная почта, «аська» для общения, сотовые телефоны и «эсэмэски». Все это способствует распространению глобализма. Пресловутый глобализм, оказывается по большому счету тиражированием массовой, в основном американской культуры в городах и поселках России.


С середины 90-х, телевидение пичкало нас сериалами и боевиками типа «Воздушный волк» с героями итало-американского происхождения расстреливающими из автоматов и вертолетов парней в военной форме с красными звездами уже после второй мировой войны… Затишье, наступило только недавно. Может быть, людям с ТВ казалось, что смотря второсортные боевики, россияне приобщаются к «общечеловеческим ценностям» и изживают тоталитарно-коммунистические представления, которые не разделяет основная часть европейцев и американцев?


И здесь возникает вопрос: «А есть ли общечеловеческие ценности по отношению к такому явлению, как война? Оказалось, что для многих эта просто фраза. В этом году мы отметили 60-летие Победы над Германией. А в странах Прибалтики, май 1945 и последующие годы это оказывается установление советской оккупации… Историческая память о войне уходит с каждым фронтовиком и тружеником тыла. Возникает вопрос. Нужна ли нам память о войне? Нужны ли нам памятники о войне?


Ответ не так прост. Судя потому, что на них катаются скейтбордисты …Это не памятники для нашей молодежи.
Что сегодня важнее для современного человека? Наличие удобств, высокий социальный статус, возможности удовлетворения материальных потребностей? Почему так редко встречается способность к внимательному и чуткому отношению к прошлому, настоящему и будущему. Почему у наших современников, все меньше стремление к обузданию личного эгоизма и желание следовать ценностям коллективизма?


Мне кажется, что главной проблемой за последние десятилетия, стала проблема отчуждения. Вот это действительно глобальная философская проблема. Отчуждение в широком, часто даже бытовом, обыденном смысле. Прежде всего -отчуждение от собственности, знаний, информации, передовых технологий, культурного наследия, традиций, истории …
Следствием этого является отсутствие стремления к пониманию между людьми и поколениями. Вот этого понимания и попытки поучиться жить друг у друга сейчас и не хватает.
Поколение называющее себя поколением MTV искренне удивляется, когда кто-то делает замечание и покушается на их свободу передвижения, прыжки и проезды ребром скейта по кромке гранитных плит.


Аргументы незатейливы. Эти аргументы часто цитируют люди из телевизора. Я попробовал поговорить с представителем и носителем молодежной морали .
Вот, Антон, молодой человек на спорт-байке,примерно 17 лет, говорит.- «То, что не запрещено, то разрешено. Нам тут даже менты замечаний не делают». Далее Антон задает резонный вопрос: «А где кататься на ровном асфальте? Есть одна площадка и та в 19 квартале».


Что здесь ответить. Быть моралистом проще, чем добиться результата действием.
Действительно, кто может точно сказать и пообещать, что в каждом квартале Тольятти будет 20 на 20 метров ровного асфальта для скейтбордистов? Я думаю, никто не скажет, потому что найдутся другие нужды, просто скамейки, урны, песочницы и детские качели. В городе все это нужно уже сейчас и сразу.



И здесь уже начинается противостояние. Наш город оказался крайне неудобным для проживания в нем для представителя любой возрастной группы. Да нет у нас нормального, безопасного и ровного асфальта. Мы конкурируем за те места, где нам удобно отдыхать. Пожилым — мещает музыка, шум и мат молодежи. А молодежи нет практически никаких обустроенных тусовочных мест кроме подъездов и квартир. Вот и оказывается, что молодежи только остается, с «ваучером» дешевого пива, сидеть и курить на лавочке.
Получается, что велосипедисты и скейтбордисты еще и молодцы — ведут здоровый образ жизни!


Разумеется, что такой расклад около памятника в парке Победы чреват возникновением конфликтов.
И они возникают. Пожилые люди не все равнодушные свидетели. Иной ветеран начинает уговаривать и стыдить. Катающиеся подростки не обращают, впрочем, никакого внимания. Или начинают разъезжать, приспуская широкие штаны и фотографировать собственный центр тяжести. Каждый, поступает, как должен.
Я сделал вывод, что модная сейчас, индивидуальная свобода, в очередной раз вошла в конфликт с … назовем это, с «групповым, бессознательным» разных  поколений. Вот почему-то старые истины о почитании старших даже как-то и стыдно цитировать особенно в нашей стране. Слишком общество наше экономит на пожилых.
Но пожилые люди бывают разными .


Назавтра, после разговора с Антоном, в 9 часу утра наблюдаю коренастую фигуру пожилого мужчины в шортах, майке и бейсболке, выписывающего круги на коньках на гранитных плитах памятника. Правда, это продолжалось совсем недолго. Сделав один круг, мужчина с упоением стал кататься на простом асфальте парковой аллеи, совершенно бесшумно, видимо коньки были дорогие и хорошие. Подхожу и задаю вопрос, где, по мнению моего собеседника, нужно построить площадку для катания на коньках и скейтах?
Коренастый, спортивный, моложавый человек, явно за 50 лет, на мой вопрос говорит, что лучшим местом может стать площадка в 8 квартале, где футбольное поле или здесь на пустырях парка Победы ближе к улице Революционной.


Я понял, что моя поколенческая логика потерпела крах. Вот, пожилой человек, старше меня по возрасту, который спокойно прокатился на святых, гранитных плитах…
Значит дело не в молодежи. Значит, прежние, сакральные символы пересматриваются и людьми другого возраста и опыта, которые менее остро воспринимают прошлое.
А вот потребность просто прокатиться на коньках, скейте , велосипеде — она не имеет никакой поколенческой , возрастной, идеологической или политической подоплеки.
Но памятник все-таки разрушается.


Где выход?


Итак, первым делом, в парке Победы нужно остановить спортивный вандализм. Пусть памятник останется памятником, а не объектом двойного назначения.
Если рассуждать формально, наверное, для пассивной защиты, лучше всего подойдет металлическое, вандалоустойчивое объявление: «Катание на гранитных плитах памятника запрещено!».


Можно предложить что-нибудь активное. Поступить как в той армейской поговорке «Поставьте здесь толкового майора, или шлагбаум!». Я имею ввиду появление охранника, в красивой, черной униформе. Вот тут и объект уже есть. Ну а третий вариант, может, если помечтать, действительно когда-нибудь зажжется «Вечный огонь» у памятника? А позднее, может действительно, в каждом квартале будет запланирована и построена площадка для скейтбордистов?

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: