16 февраля 2005 12:07
10120

Весь пригород — частнику

Муниципальные перевозчики отказались от пригородных маршрутов, мотивируя тем, что избавляются от убытков. Однако без интереса ездить на село частник вряд ли стал бы.


На протяжении многих лет перевозки пассажиров из Тольятти в Хрящевку, Кирилловку, Мусорку, Бинарадку и другие села Ставропольского района осуществлялись силами Тольяттинского автокомбината (или АТП-2). В ходе реформирования транспортной отрасли автокомбинат присоединили к Тольяттинскому пассажирскому автотранспортному предприятию (АТП-3), к последнему перешли и обязанности возить горожан на село, а сельчан в город. Но, как оказалось, утруждать себя этим объединенное предприятие не стало — руководство АТП-3 решило отказаться от пригородных маршрутов. В пользу некого ООО “Лайнер”.


Говорят, что невыгодно
Официальная версия, которую озвучивают представители АТП-3, — предприятие минимизирует свои затраты. В условиях, когда муниципальные автотранспортные предприятия остались без каких-либо бюджетных дотаций, покрывать убытки они должны за счет собственных доходов. А поскольку пригородные перевозки всегда были убыточными, какой смысл за них держаться.


Похожую мотивацию приводили и в транспортном управлении мэрии.


— Разрешение на пригородные и междугородние перевозки выдает областная администрация, раньше она их и дотировала. Потому к нашей компетенции это совершенно не относится. Сегодня льгот нет и нет дотаций, и на погашение убытков от пригородных перевозок средств у транспортного предприятия нет, — заявил руководитель управления Владлен Кабанов.


Владлен Алексеевич не скрывал, что часть убытков муниципальных перевозчиков по сельским маршрутам приходилось покрывать за счет городского бюджета. По его подсчетам, только за первую половину 2004 года эти убытки составили 6,5 миллиона.


На линии потенциальные убийцы
Кроме сетований на льготников, у представителей АТП-3 и чиновников есть еще один довод, которым они объясняют свой отказ от пригородных перевозок. Это — устаревшая техника. Последние раз ЛИАЗы на сельские маршруты закупались в середине девяностых, а на отдельных направлениях работают автобусы, приобретенные еще в 80-х годах. Такие автобусы, по словам Владлена Кабанова, являются “потенциальными убийцами”. Обновить же подвижной состав возможности не нашлось. Ни область, ни Ставропольский район оказать помощь в приобретении техники тольяттинскому предприятию желания не изъявляли. Да и город выделял не так много денег на покупку новых автобусов. Их эксплуатировали главным образом на внутригородских маршрутах.


К заверениям федералов о том, что с отменой льгот у перевозчиков появятся средства на обновление подвижного состава, на местах относятся скептически. Прошло уже полтора месяца как действует 122-й закон, а большая часть населения продолжает ездить в общественном транспорте бесплатно.


Выхода не может не быть
Понятное дело, что добиться рентабельности муниципальным транспортным предприятиям в нынешних условиях будет весьма непросто. Но чиновники говорят, что выход есть — муниципальное предприятие имеет полное право организовывать дочерние фирмы. Или передавать технику в аренду водителям, и каждый из них платил бы лишь вмененный налог. Что, в свою очередь, позволило бы превратить убыточные перевозки в рентабельные: ведь у дочерних предприятий и накладные расходы меньше, и налоговые отчисления ниже. Да и возможностей получить кредит на закупку новой техники или заключить лизинговый договор гораздо больше. Применять такой подход в практике транспортникам рекомендовал еще летом прошлого года Российский транспортный союз.


Однако АТП-3 по каким-то причинам не изъявило желания создавать дочернее предприятие, чтобы оставить себе пригородные перевозки. Поэтому их передали частной фирме, выступившей с таким предложением.


Такая постановка вопроса устроила тольяттинских чиновников. “Как говорят американцы, нам не важно, кто сегодня выполняет перевозки, нам важно, чтобы они выполнялись”, — прокомментировал ситуацию Владлен Кабанов.


Руководитель транспортного управления не стал возмущаться, что фирма “Лайнер” обратилась за разрешением через голову — к министру транспорта правительства Самарской области г-ну Ушамирскому. Тогда как месяц назад был недоволен тем, что другой альтернативный перевозчик пустил “Газели” из пригородных сел в Тольятти, получив разрешение в Самаре.


“Лайнер” все утрясет?
Как нам стало известно, между АТП-3 и ООО “Лайнер” было заключено соглашение. Согласно договору частная фирма взяла у АТП в аренду семь автобусов, ранее работавших на этих же маршрутах. И обязалась выплачивать за них арендную плату, а также оплачивать стоянку, мойку и прочие услуги. Но, как сказал нам заместитель начальника по экономики АТП №3, арендная плата невысока. Поскольку основной идеей транспортников при заключении договора было скорее избавление от убытков, нежели поиски выгоды.


Что касается пассажиров, то им должно быть в принципе все равно, в чей они автобус садятся. Лишь бы автобус ходил регулярно, чтобы был удобный и теплый салон. А еще чтоб цены были невысокими. Сейчас они сохраняются на уровне прошлого года. Но ходят разговоры, что ближе к весне тарифы изменятся, то есть вырастут.


Об этом, видимо, будет хлопотать ООО “Лайнер”: частник не заинтересован работать себе в убыток. Не занимается частник и благотворительностью.


Возьмите “Газели” — там платят все.
Насколько цены на пригородные перевозки могут вырасти, сказать сложно. Определять их — прерогатива исключительно областного министерства по транспорту.


А пока между Тольятти и селами курируют старые автобусы, на которых действуют прежние цены. Единственное, что изменилось — расписание рейсов. В среднем на каждое село сократили по 2-3 рейса.


Диспетчер Центрального автовокзала объясняет это объективными причинами — в середине дня, как правило, транспорт шел практически порожняком. Если бы не некоторые накладки, от которых страдают пассажиры. Например, только вчера из-за болезни водителей и поломки автобуса было отменено три рейса: на Луначарский, Еремкино и Подстепки.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: