31 августа 2000 12:30
9260

Высшую школу еще можно реанимировать, считает Владимир Жуков


Редко чьи действия обрастают таким количеством слухов. Экс-мэру Сергею Жилкину и на этот раз «повезло». Его проект по объединению трех вузов и созданию на их базе тольяттинского государственного университета вызвал в некоторых кругах ажиотаж. Но к сожалению, делатели слухов-новостей настолько увлеклись переворачиванием фактов с ног на голову, что благородная идея создания в городе мощного современного университета уже начинает тонуть в потоках лжи и нечистот.

Возмущенный подобными обстоятельствами ведения дискуссии, президент Тольяттинской ТПП Владимир Жуков решил высказать свою точку зрения на данную проблему через газету.

— Владимир Анатольевич, почему вы посчитали необходимым обратиться к жителям города через газету?

— Меня просто возмущает позиция некоторых СМИ, которые сначала выдумывают слухи, а потом из них раздувают скандальчики. Тоже самое происходит и сейчас. Острейшие проблемы высшей школы некоторые демагоги пытаются просто заговорить. Конечно, после ужасной трагедии с «Курском» все начнут говорить о недофинансировании Вооруженных Сил. Завтра мы узнаем реальные цифры количества ВИЧ-инфицированных и наркоманов, и страна поймет, что восемьдесят процентов молодого поколения не пригодно к жизни вообще. Тогда будет объявлено, что средства надо отправлять на профилактику этих заболеваний. К сожалению, наше государство до сих пор не определило приоритетов и проигнорировало проблемы высшей школы. Профессура получает сейчас значительно меньше, чем рабочие, поэтому самые мобильные и энергичные из преподавателей покинули институты. Остается надеяться, что страна опомнится и оценит свои научные ресурсы, повысит до достойного уровня социальную роль преподавателя. Но сегодня мы уже не можем этого ждать. И если появилась возможность реанимировать высшую школу хотя бы на уровне города, то надо это делать. К счастью, в Тольятти нашлись люди, способные это сделать.

— Хорошо, давайте поговорим о некоторых доводах сторонников и противников этого проекта. Сторонники говорят, что укрупнение высшей школы есть общемировая тенденция.

— В этой связи хочу вспомнить то время, в начале девяностых, когда в России появились первые биржи. За один год их в стране стало больше, чем во всем мире. Аналогичная ситуация была с банковской системой, когда в России было банков больше, чем во всей Европе. Сегодня только в Тольятти действуют двадцать четыре (!) вуза. Большинство из них филиалы. А в техничной и технологичной Германии (так ее традиционно называют) сейчас не больше четырех технических вузов. При этом страна является законодателем моды во множестве технических отраслей. В Англии и Америке то же самое — все вузы можно пересчитать по пальцам. Спрашивается, откуда в гордое столько преподавателей? Ведь наш город ни Москва, ни Санкт-Петербург, ни Казань и ни другой университетский центр. Тогда кто обучает в этих институтах?

— Среди противников создания университета и руководство ТолПИ, которое говорит об уникальной научной школе института, о технических возможностях, которые могут быть разрушены…

— Вообще-то я политехнический институт знаю хорошо. Сам не так давно его заканчивал и скажу, что та база, которая сейчас имеется в институте,- это голые здания, в которых иногда встречается устаревшее оборудование. Хотя я единственный, кто из вечерников на нашей кафедре получил красный диплом, но не могу похвастаться, что мне дали достаточно необходимых знаний. Все, что я получил, — это благодаря своей настырности. Поэтому я стал больше экономистом, чем инженером по специальности «Обработка металла давлением». Тогда, в конце восьмидесятых, нам все еще рассказывали о технике пятидесятых годов, которой на предприятиях уже и в помине не было. Поэтому сейчас надо срочно реанимировать институт. Ведь завтра может быть поздно: от ТолПИ откажутся и правительство, и город, и население.

— Почему же они так сопротивляются этой реформе?

— Главная задача руководства ТПИ сейчас — это сохранить свои места, чтобы осталась вся эта система поборов, близкая, Между прочим, к криминалу. К тому же я не знаю другого вуза в городе, где коридоры полны наркоманов, а наркотики распространяются без зазрения совести.

Другая причина, это боязнь конкуренции, боязнь, что образование станет дешевле. Сейчас многие на образовании сделали бизнес, а образование — это социальная задача. Рынок в этой сфере должен быть вторичен, а на первом месте — создание условий для получения качественного образования одаренными и талантливыми молодыми людьми. Даже если у них нет денег.

Вообще образование университета — это не вопрос компетенции преподавателей института. Это вопрос для федеральных властей, для городских властей и, в конце концов, для студентов и их родителей. А на местном уровне — это еще и вопрос для работодателей, для руководителей предприятий. Я сам руководитель фирмы и могу уверить, что сейчас испытывается огромнейший дефицит в квалифицированных кадрах. А пока всякого выпускника из ТПИ, если он не наркоман, мне надо дообучать еще полтора-два года.

— Но говорят, что университет будет в основном подготавливать гуманитариев: экономистов, юристов и т. д., которых на рынке и так переизбыток.

— Во-первых, концепция создания университета открыта для обсуждения, ее можно дополнять, уточнять. Во-вторых, в службе занятости сейчас нет ни одного настоящего юриста, экономиста или бухгалтера. Любая серьезная фирма готова сейчас платить двадцать тысяч рублей бухгалтеру. Но я говорю о специалистах, а не о людях, которые, проучившись два месяца непонятно где, на каких-то курсах, получают корочки. Сейчас найти классного юриста просто невозможно. Лично мне смешно, когда в колледже готовят юристов и экономистов.

Давайте теперь посмотрим на главный показатель качественности образования, на востребованность специалистов. После ТПИ по специальности трудоустраивается в лучшем случае двенадцать процентов. Спрашивается, куда уходят остальные? А ведь заводы уже работают, ситуация иная, чем пять-десять лет назад. К тому же на ВАЗе в ближайшее время пройдет сокращение, и куда пойдут работать тысячи выпускников? А руководство ТПИ сейчас хвастает тем, что три завода им заказали шестьдесят (!) специалистов. В то же время сейчас все сто процентов выпускников Международной академии бизнеса трудоустроены. Никто из них не идет в службу занятости. Более того, эти люди начинают со второго-третьего курса работать. По крайней мере у меня уже работают из академии пять человек, и я стою в очереди еще на специалистов из этого заведения. Дело в том, что, может быть, впервые в России здесь готовят специалистов абсолютно другого уровня. Они не только прекрасно работают с оргтехникой, они знают иностранный язык, юриспруденцию и психологию бизнеса. Вот к чему всем ректорам институтов надо стремиться.

— Владимир Анатольевич, насколько я знаю, вы никогда не были горячим сторонником Сергея Жилкина, почему же изменили свое отношение?

— Да, в последние годы я неоднократно критиковал действия Сергея Федоровича, но моя критика была конкретной, а не огульной. Здесь же разработан интересный проект, в котором нуждается весь город. А все критики создания в городе университета защищают лишь свои личные интересы.

— Спасибо, что остались небезразличны к этой проблеме.


Дмитрий ЛОПАТИН,
Фото Владимира ХОЛОДА

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: