За качество не стыдно

31 марта 2012 08:38
 11296

 

Александр Барашкин строил самые первые дома Автозаводского района   

Многие тольяттинцы знают, что первый заселенный жильцами дом Автозаводского района — панельная девятиэтажка, расположенная по адресу: ул. Дзержинского, 63 (2 квартал). Его построили к первомаю 1969 года. Тогда это был самый современный и комфортабельный жилой дом Тольятти. Уникальность первой в Тольятти девятиэтажки еще и в том, что все стройматериалы для нее были привезены из Москвы. В Тольятти есть еще два таких «московских» дома, они стоят там же во 2-м квартале по адресам: б-р Кулибина, 5, и б-р Кулибина, 11. Их возвели чуть позже. Корреспондент «Площади СВОБОДЫ» встретился с ветераном Жилстроя Александром Елизаровичем Барашкиным, руководившем строительством первого жилого дома Автозаводского района. 

Александр Елизарович родился в 1940 году в селе Лопатино (25 км севернее Тольятти) в многодетной семье механизатора. После сельской семилетки и трех лет работы прицепщиком на тракторе поступил в Ставропольский гидротехнический техникум на механизатора. Тогда же, в 1957 году, устроился разнорабочим на левобережном промрайоне Куйбышевгидростроя. Днем работал, вечером учился. Жил в барачном общежитии, находившемся по ул. Чайкиной, 30. Сейчас на этом месте 16-этажный жилой дом. В 1958 году на работе открылись курсы каменщика, которые молодой человек закончил и благодаря деревенскому трудолюбию, упорству и опытным наставникам быстро пошел в рост. В 1960 году 20-летний Барашкин возглавил комсомольско-молодежную бригаду, руководя коллективом в 30 человек. В те годы при непосредственном участии Барашкина построены кирпичная школа в Жигулевске, кинотеатр «Маяк», кирпичные жилые дома на улицах Коммунистической, Мурысева, общежитие интерната на пересечении ул. Чайкиной и Матросова, ряд домов в Шлюзовом, кирпичные дома в районе кинотеатра «Буревестник».

В 1961 году Александр женился, сыграв одну из первых комсомольско-молодежных свадеб КГС. В отличие от обычной семейной свадьбы торжество было общественным, праздновалось шире — с участием всего коллектива и руководства. Трудился мастером, прорабом, а в 68-м году назначен начальником участка по строительству панельных домов московской планировки в Автозаводском районе, возведение которых только начиналось. Барашкина вместе с группой монтажников отправили в Москву на стажировку. Вернувшись из первопрестольной, Барашкин в составе строительного управления № 86 приступил к монтажу дома 4-М, впоследствии получившему адрес: ул. Дзержинского, 63…

   — Александр Елизарович, а где были самые первые панельные дома в Тольятти?

  — Это пятиэтажные дома на улице Никонова, построенные в 64-65 годах. Они и сейчас там стоят.

  — Получается, у тольяттинских строителей уже был опыт возведения панельных жилых домов. Зачем тогда было привлекать на строительство новых домов Москву, везти стройматериалы за тысячу километров?

  — Была такая политика, что Автозаводский район должен быть показательным, соответствовать уровню Волжского автозавода. Район должен быть современным, просторным, комфортным. Поэтому здесь применялись все новейшие строительные проекты и технологии СССР. Первые дома Автозаводского района проектировал московский институт «СНИПжилище», они же и входили в комиссию по приемке домов. Что касается серии наших тольяттинских домов на улице Никонова, она была уже устаревшей: проходные комнаты, маленькие совмещенные санузлы, маленькие кухни. Для нового района такие дома уже не подходили.

  — Как в Тольятти завозили стройматериалы для московских домов?

  — Летом по воде на баржах, зимой — по железной дороге. В связи с обеспечением из Москвы и возникали трудности, когда какие-то конструкции или материалы недопоставляли. Но сложа руки мы не сидели, делали другую работу… К монтажу дома мы приступили где-то в конце сентября. Фундамент к тому времени уже был. Дом сдали досрочно, к 1 мая, то есть на строительство 216-квартирной девятиэтажки ушло семь месяцев. По тем временам это был рекорд. 

  — Как же достигались такие темпы?

  — Панельный дом сам по себе возводится быстрее кирпичного раза в полтора. Кроме того, применялось такое решение, что вся стройка была в руках одного человека. Я был начальником участка, но назывался начальник потока, и мне подчинялись прорабы монтажников, отделочников, сантехников, электриков. Всего в строительстве дома принимали участие человек двести. Кроме того, с нами работали три монтажника из Москвы — по одному в каждую смену. Это были специалисты высшего класса, наши инструкторы. Плюс ко всему на вспомогательных работах нам помогали вазовцы, потому что этот дом был закреплен за энергетическим производством, а заводские кадры тогда уже были сформированы. Так что, несмотря на зимние месяцы, стройка шла быстро. Дом возводили двумя кранами в три смены, крутились как белки в колесе.

  — Бывал ли на строительстве вашего дома первый гендиректор ВАЗа Виктор Поляков?

 — Да, раз в месяц, по субботам — то есть в нерабочие дни — он объезжал все строительные объекты, в том числе наш, проводил планерки. Поляков заходил в прорабскую будку, и там мы сидели совещались за одним столом. Не помню, чтобы он нас особо критиковал, но и не хвалил. Обсуждения были рабочие — как идет монтаж, отделка. Во всем этом Поляков хорошо разбирался.    

 — Как выглядел район, когда строился первый дом?

 — Параллельно возводили и другие дома во втором и первом кварталах. В апреле 69-го начали строить комплексные общежития на улице Революционной. Одновременно с нашим домом был построен кирпичный дом в первом квартале, его адрес я уже не помню. Этот дом госкомиссия из Москвы принимала в один день с нашим. Первым делом они поехали в тот дом и обнаружили там недоработки, так что его некоторое время доводили до ума. А наш дом приняли сразу, так он и стал первым жилым зданием Автозаводского района. Первые кирпичные дома в районе, включая комплексные общежития, кстати, строили из колпинского кирпича, его везли из Ленинградской области.  

 — Что можно сказать о качестве строительства первого дома?

 — Каких-то больших жалоб от эксплуатирующих организаций впоследствии мы не получали. Тем более отделка дома была улучшенная. Если до этого в домах Тольятти кухни, ванные, санузлы делали под окраску, полы с советским линолеумом — то здесь в кухне, ванной, санузле клали плитку высотой полтора метра, причем плитку чехословацкую, линолеум — югославский. Обои были импортные, моющиеся. Тогда это был дефицит страшный — во всей стране не достать. Сантехника и столярка были улучшенные, из Москвы. 

 — Как обстояло дело с воровством на стройках?

 — Контроль был очень жесткий, все материалы выдавались бригадиру под роспись, особенно дефицитные — обои, плитка, линолеум, столярка, сантехника. Так что массового воровства в те годы удалось избежать. Единичные случаи бывали. Иногда жуликов ловили, иногда нет, но в любом случае такие факты были редки и в целом не влияли на темпы строительства.

 — За вашими плечами насыщенная интересная жизнь. Чем вы сейчас гордитесь?

 — Тем, что честно, добросовестно исполнял свою работу, пройдя путь от простого рабочего до технического директора мощной строительной организации. Когда я уходил на пенсию, я был единственным работником Жилстроя с трудовым стажем 45 лет.   

В тему:

Вот этими руками

За годы работы в Жилстрое Александр Елизарович Барашкин построил 20 школ, 10 детских комбинатов, 6 автоматических телефонных станций, 3 больницы (районная, детская, инфекционная), 2 поликлиники, 4 кинотеатра и сотни жилых домов. Имеет восемь правительственных и ведомственных наград, среди них медали «За трудовое отличие», «За доблестный труд».       

 

Текст: Евгений Халилов

 

Источник: Площадь Свободы

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы пойдете на выборы 9 сентября?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: