17 мая 2000 11:21
9346

Записки подводного археолога

Никогда в жизни не думал, что придется вот так, с аквалангом, плавать в мутных водах Азовского моря и отыскивать на его илистом дне остатки давно ушедших событий истории нашей Родины.

А началось все совершенно прозаично и как-то по-будничному. Всегда пребывающий в состоянии легкой суеты Александр Ёлкин, постоянный начальник экспедиций клуба подводной деятельности «Нептун», неожиданно предложил принять участие в готовящейся подводно-археологической экспедиции «Тамань-2000». 55 лет Победы в Великой Отечественной войне — дата не круглая, но достойная, чтобы снарядить последнюю экспедицию второго тысячелетия к местам давно отгремевших боев. И вот спустя месяц, после окончания сборов, мы отправились на Таманский полуостров, на поиски следов отгремевшей войны и приключений.

Нашей главной задачей была подготовка к подъему на поверхность обнаруженного еще год назад торпедного катера времен Второй мировой войны Г-5. Экспедиция «Тамань-1999» с помощью эхолотов нашла его на глубине около 7 метров, в двух с половиной километрах от берега. Его осмотр показал, что это небольшое, но скоростное судно, наткнулось на подводную донную мину. В результате мощного взрыва полностью разрушилась корма. Каким то чудом две 155-мм торпеды не сдетонировали. Что произошло с экипажем — трудно сказать. Но сразу возникло предположение, что часть команды осталась в машинном отделении и утонула вместе с катером. Обнаружить эти останки спустя 55 лет и предать их земле стало нашим долгом.

Наш главный противник ? погода

Тамань встретила нас южным, ласковым солнцем, но неспокойным Керченским проливом. По ту сторону его отчетливо просматривался Крымский полуостров, а на российской стороне, в песчаные берега били мутные волны Азовского моря. Плохая видимость под водой затрудняла поиск затонувших объектов. В частности, торпедного катера, координаты которого были нанесены на морскую карту экспедиции. Пока поисковики разбивали и обустраивали лагерь на берегу Таманского полуострова, моторная лодка с разведчиками уже бороздила море вдоль и поперек в районе прошлогодней находки. Но мутные воды не позволили найти катер с первого же раза. Даже использование в поиске Глобальной спутниковой системы навигации не помогло обнаружить место, где затонул катер. Параллельно с торпедоносцем велись и поиски самолета, который по сообщению археологов Краснодарского музея был обнаружен в очень хорошем состоянии на дне пролива и даже был сфотографирован. Визуально археологам не удалось идентифицировать тип самолета. Его хорошая сохранность и тот факт, что он был металлический, подсказывали нам, что самолет либо немецкий, либо союзный. Ведь на Тамани в воздухе советские летчики воевали в основном на самолетах, плоскости которых были покрыты перкалем.

А меж тем, только спустя два дня Азовское стало делиться с нами своими тайнами. Первая же находка показалась нам сенсацией. Там где предполагалось найти катер, эхолот разведчиков показал присутствие какого-то незнакомого объекта. Ныряльщики пошли один за другим на дно и, к своему изумлению, увидели там целехонькую 76-мм противотанковую пушку, стоящую на заиленном дне в двух километрах от берега. Было такое впечатление, что время не тронуло ее, а только вездесущие мидии да крабы обжили древнее орудие, и оно превратилось в мохнатый сюрреалистический подводный обелиск. Вокруг затонувшего свидетельства войны валялись обломки большого понтона, а также снаряды и еще что-то не очень нам понятное. Общим советом подводно-археологической экспедиции «Тамань-2000» сразу было решено поднимать орудие. За помощью мы обратились к администрации Тамани. Местные власти с пониманием отнеслись к нашей затее и выделили для этих целей технику: подъемный кран и трактор для перевозки.

А на следущий день наступило резкое изменение погоды. Сильно похолодало, Азовское море не на шутку разбушевалось. Волны выносили на берег всякий мусор, раковины мидий, рапаны и кучи водорослей, запах разложения которых пропитывал все вокруг сладковатым йодистым душком. Так продолжалось почти два дня. Тем временем из Тольятти пришли сведения, что там выпал настоящий снег.

Спустя время море улеглось, и мы сразу же направились к месту находки. К нам на помощь прибыли краснодарские подводные (вернее «морские») археологи. Они привезли более точные координаты обнаруженного в прошлом году самолета и… массу рассказов о древней истории здешних краев.

Тьмуторокань из «Слова о полку Игореве»

Древняя Меотида, а именно так называли Азовское море античные греки, давно была известна жителям Средиземноморья. Киммерийский Босфор издревле манил современников Гомера. Частые попутные ветры, так необходимые для несовершенных парусов греческих триер, множество удобных бухточек, где греческие суда могли бы укрываться от весеннего и осеннего ненастий, а также естественное богатство Меотиды, — разнообразная рыба, — вот основные причины того, что уже в середине 1 тысячелетия до нашей эры на Таманском полуострове появились густонаселенные поселения эллинов. Вокруг этих очагов цивилизации обитали недружественные, воинственные и фактически первобытные кавказские племена. Новая эра привнесла разруху в таманские края. Вместе с падением под ударами варваров Римской Империи пала и древняя Меотида. Её вторичное рождение произошло уже при славянах, заселивших эту местность во время походов на Византию.

Работы по подъему пушки начались. К радости участников экспедиции был обнаружен и лежащий на дне наш старый знакомец — торпедный катер. С большим трудом 700-килограмовое орудие было вырвано их ила и на надувном понтоне отбуксировано к берегу. Где уже вручную, под щелканье фотоаппаратов мы вытянули его на берег. Как наш скромный вклад в восстановление отдельных страниц российской истории она осталась в Тамани. Вероятно, она займет свое почетное место в местном музее, наравне с танком Т-34, стоящем на главной площади старой Тьмуторокани.

А, тем временем, погода снова улучшилась. Но ровно на то время, чтобы позволить нам осмотреть найденный торпедный катер и дать подводникам очистить большую крышку машинного отделения. Срезать болты люка и размыть помещение катера, где установлены его двигатели, нам не удалось. Кубанское краевое телевидение, под бдительным телевизионным оком которого мы находились, поспешило сообщить, что нами обнаружены и вскоре будут захоронены два погибших члена экипажа катера. Но, увы, это оказалось более желаемым, чем действительным фактом. В реальности же времени уже не было. Ведь мы не профессионалы, а просто энтузиасты. Каждого из нас ждала своя работа, дела и домашние заботы. Впрочем, уже в июле этого года нас снова ждет Керченский пролив, Тамань, хорошая погода и знаменитое на всю Россию таманское вино.

Юрий Инкери,

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: