10 февраля 2004 11:04
9418

Здоровье взяткой не окупишь

Пора уже честно признать: бесплатной медицины в России не осталось.
О проблемах городской медицины на примере больницы № 5 “МедВАЗ” мы беседуем с главным врачом, кандидатом медицинских наук Николаем Кардаковым.

Николай Лоллиевич, как вы оцениваете работу вашей больницы в минувшем 2003 году?

Кардаков: Год был для медиков нелегкий, думаю, и для пациентов тоже. Могу лишь сказать, что мы пролечили более 60 тысяч пациентов, это средний уровень последних лет. Другими словами, необходимость в услугах нашей больницы у населения не уменьшилась, коечная структура Медгородка востребована тольяттинцами полностью.

При этом главной проблемой остается несоответствие официальных тарифов на наши услуги тем реальным затратам, которые необходимы для лечения больного. Мало того, даже по этим “псевдотарифам” средств в системе ОМС для обеспечения качественной медицинской помощи населению недостаточно.

Обычно говорят “Нет худа без добра”, а у нас наоборот “Нет добра без худа”: с октября Указом Президента РФ медикам повышена зарплата на 33% (кстати, она одна из самых низких среди отраслей области). Но тарифы на медицинские услуги повысились неадекватно. В результате сейчас 80-90% от финансирования больницы тратится на зарплату, на оставшиеся средства ни лечить, ни кормить, ни содержать больницу невозможно.

Какой, на ваш взгляд, выход из создавшейся ситуации?

Выход один: менять систему финансирования здравоохранения, приспосабливать ее к создавшейся ситуации. Более десяти лет назад практически все отрасли народного хозяйства страны перешли к рыночным отношениям, в “социализме” оставили только медицину, милицию и, частично, образование.

За эти годы резко обострились противоречия между медицинской отраслью, с одной стороны, и экономикой государства, другими отраслями, с другой стороны. Ни одна страна в мире, ни один бюджет не несут полностью все расходы на здравоохранение, а делят их в разных пропорциях с гражданами. Думаю, вы уже слышали, что правительство обсуждает вопросы реформирования системы здравоохранения, и министр здравоохранения фактически объявил систему обязательного медицинского страхования (ОМС) “обанкротившейся”, выполнившей свои задачи в переходный период. Надеемся, что после мартовских выборов президента будут предприняты какие-то конструктивные шаги и в первую очередь в законодательной базе.

По наблюдениям городских газетчиков в последнее время, и особенно в связи с выборами, жалобы на медицинское обслуживание приобрели просто массовый характер. Чем вы можете это объяснить?

На здравоохранение жаловались во все времена и при социализме в том числе. Сегодня оснований для недовольства граждан так-же достаточно. Да и как не жаловаться, если в Конституции прописано, что здравоохранение бесплатное, а в больницах нищета. У нормального человека возникает чувство, что его обманули или ему недодали. И так будет всегда, пока это законодательное лицемерие не прекратится.

В основном жалобы связаны с необходимостью нести личные затраты на свое лечение. А вот на качество лечения или на медицинский персонал жалуются редко. Это обстоятельство я подчеркиваю особо.

Если фонд ОМС и бюджет оплачивать медицинские услуги населения полностью не в состоянии, значит, их вынужден оплачивать больной, недаром в народе говорят: “Своя рубашка ближе к телу”. Поэтому я надеюсь, когда законодательство изменят в соответствии с реалиями эпохи, все встанет на свои места. От платной медицины нашей стране теперь не уйти.

Горожане жалуются на поборы и взятки со стороны медработников…

Давайте в таком случае сразу выведем , что называется, за скобки проблему благотворительных взносов, вносимых пациентами в больничную кассу. Называю вещи своими именами: благотворительные взносы – это одна из форм легального “заменителя” платной услуги в безналоговой форме, оформляемая только через кассу.

А взятки — это отдельная и крайне трудная тема. Пороком мздоимства поражены многие отрасли нашего государства — от высших чиновников до учителей, врачей, сантехников и гаишников. Лично мне кажется, что в медицине этот порок более опасен, чем в других областях, поскольку речь идет о бесценном — о здоровье человека.

Еще прошлой осенью данная проблема была поднята департаментом здравоохранения в масштабах всего города, проведено несколько проверок, в том числе и в нашей больнице. Результаты широко обсуждались в местных СМИ. Администрация больницы полностью поддержала позицию департамента и всемерно включилась в работу по выявлению и предотвращению фактов вымогательства и незаконного принятия средств в оплату медицинских услуг. Надо сказать, что в последнее время количество жалоб по данной теме уменьшилось, а поступления за платные услуги в кассу в установленном законом порядке заметно возросли.

Значит можно рапортовать, что работа по оздоровлению обстановки в коллективе успешно завершена?

Со взяточниками нам не по пути. За три с половиной года, пока я работаю главным врачом, в больнице сменилось более трети заведующих отделениями, в том числе и по вышеуказанной причине или обстоятельствам, связанным с ней. И этот процесс не закончен, мы расстаемся и будем расставаться с людьми, потерявшими совесть, им не место в медицинском сообществе.

Мы понимаем, что бесплатной медицины сегодня фактически уже нет. Но ведь за лечение надо платить. Единственный источник оплаты — кошелек пациента или его родственников. Но для этого должны быть только легальные пути: платные услуги, добровольное страхование, ну и, наконец, пока благотворительные взносы. Пациентам могу сказать: если вы даете взятку, то, во-первых, нарушаете закон, во-вторых, вы решаете только материальные проблемы данного конкретного медицинского работника, а ,в-третьих, не имеете никаких гарантий по результатам лечения. Да-да,совсем не факт, что за свое “подношение” вы получите лучшее лечение. В то же время, если вы провели платную услугу или благотворительный взнос через кассу, ваши деньги будут справедливо и прозрачно распределены между персоналом, который принимал участие в вашем лечении, лекарства будут заказаны через аптеку только сертифицированные, вы будете иметь четкие гарантии по результату и качеству вашего лечения. Выбирайте!

А с какой целью была введена в штат больницы должность врача-эксперта по работе с жалобами населения?

Как раз именно с учетом количества жалоб. Кроме этого, мы проводим анкетирование больных с последующим анализом замечаний и предложений. Это позволяет вести работу с пацентами более планомерно, осмысленно.

Сегодня мы активно занимаемся совершенствованием и разработкой новых технологий продажи медицинских услуг — как за наличный расчет физическим лицам, так и по договорам с предприятиями. Активно развивается и добровольное медицинское страхование. У нашей больницы уже 15 договоров по добровольному медстрахованию (ДМС) с различными страховыми компаниями.

С 2003 года вопросы платных услуг и ДМС в больнице курирует руководитель в ранге заместителя главного врача – Юрий Борисович Песков (телефон 35-40-84), к которому можно обращаться с вопросами и по поводу оказания платных медицинских услуг, и добровольного медицинского страхования.

Николай Лоллиевич, вы являетесь ярым сторонником кардинального реформирования здравоохранения….

По моему глубокому убеждению, за детей, стариков, неимущих должно платить государство, бюджеты всех уровней. А работающий гражданин должен доплачивать за свое лечение сам. Или через работодателя, это уже детали.

Я приглашаю всех желающих и нуждающихся в лечении и обследовании обращаться к нам в кабинеты оформления платных услуг (тел: 34-19-30, 34-93-81), призываю оплачивать медицинские услуги законно, в кассу. При этом самым искренним образом желаю всем тольяттинцам здоровья. И не болеть: болеть стало дорого!

Исай Клинцев, ИА “АРиА”

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: