«Служу Советскому Союзу!» или «Сволочам» в догонку

05 июля 2012 16:21
 11037

 

О солидарности с министром культуры РФ

Нашумевший фильм «Служу Советскому Союзу» (далее «ССС») был показан 22 июня на канале «НТВ». Россия устояла. Небеса не рухнули на грешную землю. Здравый смысл уцелел, хотя потерял в весе. Искусство в очередном долгу перед отечественными зрителями. Кто хотел, посмотрел фильм раньше, в Интернете, и безо всякой рекламы.

Разумеется, страсти раскалились из-за оценки фильма режиссера Александра Устюгова «Служу Советскому Союзу». Обратил внимание на фильм сам новый министр культуры РФ —  Владимир Мединский.

Пикантности ситуации придает то обстоятельство, что Владимир Ростиславович, претендует на статус историка. Он пишет и публикует на темы российской истории и, соответственно, Великой Отечественной войны, сравнительно большие — по 400-600 страниц — книги. Книги с явным полемическим, политическим и публицистическим задором. Человек в теме. Неравнодушный.

Скажу сразу, я не поклонник творчества В.Мединского как популяризатора истории России. Скажу больше, я отказываю ему в праве быть серьезным исследователем. Но я солидарен — по содержанию конкретного письма министра.

В письме к гендиректору НТВ Владимиру Кулистикову, министр-политолог-квазиисторик пишет:

«Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма «Служу Советскому Союзу» 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти», — говорится в письме министра, текст которого имеется в распоряжении РИА Новости.

Позиция министра тверда, энергична и принципиальна. Действительно, все верно. Скажу откровенно,  демонстрация «именно этого фильма» и «именно 22 июня» неуместна.

А почему — судите сами. Возможно, дело в качестве литературной экранизации книги Леонида Менакера «Обед с дьяволом». Но и вольные фантазии авторов фильма сделали свое дело. Когда наши молодые современники, популярнейшие актеры Максим Аверин и Нонна Гришаева «играют 40-е годы XX века» — это интересно. Правда, хочется сказать за классика Станиславским «Не верю!» Не верю, я этому лету 1941 года. С точки зрения костюма и антуража — тут у нас прогресс. А вот диалоги, интонации, лица и поведение героев — полная ахинея.

В общем, фильм напоминает эпоху 40-х, как помидоры с ГМО — натуральный овощ томат. Цвет —  есть, форма — есть. Вкуса — нет.

Откуда появилось кино-ГМО о войне. Феномен фильма «Сволочи»

 Генети́чески модифици́рованный органи́зм (ГМО) — организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Генетическая модификация отличается целенаправленным изменением генотипа организма в отличие от случайного, характерного для естественного и искусственного мутагенеза.

Такие фильмы у нас о войне уже снимались — «Сволочи», например. Это —  практически современный продолжатель жанра. Единица измерения, равная 100 % содержания  кино-ГМО о войне. : )

Сюжет дик и алогичен. Ведь только в очень творческом и свободном от пут здравого смысла мозгу, может появиться идея использовать малолетних преступников для заброски в тыл врага. Это обучать и кормить людей: без знания языка, физически недостаточно окрепших, не связанных социальными связями и обязательствами…

Скажите, какая гарантия, что босяки не сбегут и не сдадутся врагу? Может, лучше школьников-десятиклассников, комсомольцев-комсоргов обучать?

Как оказалось, автор сценария фильма В. Кунин несколько «ввел в заблуждение», утверждая, что сам учился в такой школе. Российской ФСБ пришлось делать официальное заявление, о том, что подобных фактов в биографии автора сценария не было. И такой разведшколы не существовало в помине. Зато выяснилось другое. Цитирую из сети Интернет (можете найти по контексту)

Итак, во время войны, «абверкомандой-203 производилась вербовка детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск. Диверсионная школа находилась в деревне Гемфурт (нем. Hemfurth, коммуна Эдерталь, район Вальдек-Франкенберг, административный округ Кассель, земля Гессен, Германия)». Тут все логично. Абвер использовал несовершеннолетних — агентов, граждан СССР, для диверсий в тылу Красной Армии или где-нибудь на Средней Волге, Урале, в Сибири. В частности для подброски магнитных мин в паровозные топки, подрыва цистерн с горючим, различных военных сооружений и мостов. Но в этом случае дети должны были «играть» детей. У немцев была логика. А может, у авторов «Сволочей» тоже смысл, чтобы «агенты» весили 50 кг вместо 100? Чтобы больше убийц в самолет натолкать? Ну, тогда можно было разведгруппу из жокеев набирать…

Такое вот оно — «авторское видение» создателей «Сволочей». И совершенно справедливо возмутился режиссер Владимир Меньшов, не став вручать приз лучшему фильму MTV, этим самым «Сволочам». Этот фильм про другое, и про другую войну. Прав «дядька из дозора»!

Вернемся к «ССС» Почему этот фильм – кино-ГМО

В «ССС» никто не помнит завета классиков: «Играя  плохого персонажа, ищи, где он хороший». В фильме «ССС» все очень дуально. Черное и белое. Никто ничего в фильме не ищет. Никаких красок и оттенков. Актеры не напрягаются. Нет игры. Вернее, играть нечего — на таком материале. А может, они вообще не готовились, не смотрели хронику, книг не листали, газет и журналов того времени не открывали, кино не удосужились посмотреть. Причем, вся съемочная группа, вместе с режиссером, «бессмертным» подполковником Шиловым (Александром Устюговым из «Ментовских войн 2-7») дружно отключила мозг и генетическую память о войне, воспоминания родственников, прабабушек и прадедушек…

Лагерь и его обитатели

Начну с того, что вся обстановка в фильме — достаточно надуманное предприятие. Герои совершают поступки абсурдные и незавершенные.  

1. Непонятно, почему в большом лагере не сообщили о начале войны? Что, боялись восстания? Да бред полный! Существовала дисциплина «голода». Не сделал норму — урезали пайку. Вот и все. Наоборот, война давала больше возможностей начальству использовать и отбирать даже небольшие права и привилегии — «по закону военного времени».

2. Вопрос, какие такие артисты должны ехать ублажать зеков, которые не знают, что началась война? Что, не боялись, что тайна откроется от актеров?

3. Сцены в поезде. «Злой конвоир» и «добрый мальчик», потерявшийся и нашедшийся мальчик… Зачем это вообще?!

4. Ладно, не будем трогать лесоповал и конфликты блатных с «58 статьей». Но почему  в фильме появляется четкое деление на «плохих» и «хороших» блатных? Откуда столько «хороших» и «еще лучших» политических? Особенно «нежизнеспособен» персонаж —  истерический троцкист, бухаринец, эсер, ругающий во всеуслышание И.В. Сталина.  Мне кажется, что так распускать язык «там» не приходилось. Люди разные, нервные. 

5. Абсолютно не согласен, что все особи в форме НКВД — «озабоченные, трусливые садисты». Не бывает никогда абсолютного зла, как и добра. Я вспоминаю, как Георгий Жженов рассказывал о своем «начальнике» на Колыме, который вез его на санках объевшегося домашней посылкой и не оставил умирать.

6. Совершенно нелогично выглядит неоправданная трусость и ничтожество лагерного начальства, спрятавшегося от зеков в ожидании неизвестно чего. Товарищи из НКВД были далеко неробкого десятка. Чужую жизнь они не ценили — это точно. Но у них были семьи, родственники, Родина, Партия. Все всегда прекрасно разбираются в «правилах».  Случись такое ЧП — все прекрасно знали, чем все может закончиться для всех.  

7. Блатные — самая слабая область фильма. Какие-то инопланетяне. Говорят на современном городском языке. Все действия прямые или перпендикулярные. Но, оказывается, что блатные еще и мастера лазать по скалам и резать глотки солдатам немецких элитных подразделений

«Немцы» —  просто дебилы

Тема немцев в фильме нераскрыта. Нет, все вроде в современном духе. Сейчас немцев (солдат вермахта, люфтваффе и ваффен СС), для российского кино, нанимают из участников клубов военных реконструкций. Так дешевле. Форма, опять же, своя. Энтузиаст трясется за подлинность вещи: каски, ранца, сапог и фляжки. Он натурален и органичнее в кадре, чем случайный статист, солдат-срочник или студент с улицы. Ну и пусть старый или пузатый. Сойдет за «фольксштурм»! В итоге в картине о 1941 годе  собирается разношерстная компания, сброд из разгромленных частей с 1939 по 1945 год включительно : )

Немцев стоит пожалеть. Их показывают дебилами, одинаково практически во всех фильмах. В фильмах хороших и плохих. В «Крепости» и в «Чужих крыльях», в «Последнем бронепоезде» и в «Действуй, Маня!».  

Сегодня немцы — это бессловесная группа лиц в форме вермахта и ваффен СС, напоминающая колонну муравьев, или клопов-солдатиков, с  маниакальным упорством и верой в бессмертие лезущая под артиллерийский огонь, пулеметы, ножи, саперные лопатки, колеса броневиков и гусеницы танков.

Причем все делают молча… Куда делись слова, которыми подбадривали друг друга в фильмах 60-х-70- х годов «альтерваффенкамераден»? Где диалог со зрителем?

Где, все эти: «Хальт!», «Хенде хох!», «Ире Папире?!», «Лос!», «Лос!», «Дали!», «Дали!», «Шнела!», «Русиш Швайне!», «Ах, Шайзе!»?

Немцев лишили слов в кино. Они  молча  и бесславно умирают от ран, несовместимых с жизнью. Умирают глупо и доверчиво. Нет, вру, в эпизоде засады под песню: «Эх, Андрюша…» немцы кричат от страха и отчетливо слышно: «Хильфе!» Это в переводе означает «Помогите!»

Получается, что солдат одной из лучших армий мира изображают тупыми, слепыми и глухими. Этим «мазилам» вообще отказывают в военном профессионализме — «по умолчанию».

Мягко говоря, это несоответствие и хрень. Германская армия продемонстрировала, насколько важны такие вещи, как дисциплина, выучка, товарищество, образование… Именно в вермахте пулеметчиком в пехоте автоматически становился солдат… с высшим образованием! Вот так. Независимо от физических кондиций. Человек с 44 размером мундира, знающий физику и что такое траектория полета пули, становился хозяином МГ-34. Наверное, только в немецкой армии в танковых экипажах служили солдаты в очках. Приоритет отдавался уму, опыту, смышлености вместо грубой силы.

В фильме «ССС» немцы — типичный набор штампов в разнокалиберной форме, выпускаемой украинскими и польскими умельцами. Вот почему немецкий офицер  обязательно со стеком… Аристократ, ёшкин – кот… : )

Непонятно, зачем немцы по воле сценаристов вообще прицепились к этому лагерю на Белом море. Высаживать группу горных егерей из дивизии «Эдельвейс», чтобы захватить лагерь, чтобы помешать конвоям англичан и американцев доставлять технику и грузы в Советский Союз. Да еще не было никаких конвоев… Хотя, Черчилль уже написал и отправил Сталину первое личное послание.

А немецкие снайперы, на скалах?  А объявления немцев по «громкой связи» в лагере  —  это редкий  «борщ»…

О десантах на русском Севере

Если говорить хоть о какой-то исторической подоплеке высадки немецкой армии в тылу Красной на Белом море, следует упомянуть имя русского коллаборациониста, бывшего комбрига РККА Ивана Бессонова. Вот что можно найти в сети на эту тему: « … Бессонов действительно предлагал план по заброске в лагеря ГУЛАГ на территории СССР парашютных десантов из числа военнопленных, общей численностью к окончанию операции до 50 тысяч человек. Предполагалось, что десантники уничтожат охрану, вооружат заключённых и результатом этого будет восстание в тылу Красной Армии. На первоначальном этапе операции предполагалась заброска бригады, численностью до 6 тысяч человек в три зоны — Северную (правый берег течения Северной Двины), Центральную (бассейн реки Печоры) и Восточную (от Оби до Енисея). Так, бывший полковник Красной Армии Меандров, являющийся ответственным за Северную зону, планировал выбросить в ней 5-6 отрядов численностью до батальона. Однако к лету 1943 года были готовы к действиям только две десантно-штурмовые группы по 50—55 человек каждая, группа радистов в 20—25 человек и женская группа в 20 человек, набранная из числа военврачей и медсестёр. План остался нереализованным».

Вот это масштаб! Только реализовать организационно и технически такой план было невозможно. К 1943 году у Германии были большие проблемы с транспортной авиацией. Еще  хуже — с опытными летчиками. Не могли себе позволить люфтваффе таких операций. Парк транспортных и десантных Ю-52, был потерян на Крите, при нападении на Голландию, снабжении Демьяновского котла и Сталинграда…

Финал «ССС». Это просто феерия …

Расстрелять всех причастных и непричастных, а затем сжечь лагерные постройки — это очень не по-хозяйски. Но это «по – нашему, это стиль «трансгендерного кино о войне».  За такое нарком Л.П. Берия никого бы не поблагодарил. Впрочем, удивляться тут не приходится, как и чудесному «спутниковому телефону», соединяющему лагерный пункт, с приемной наркома…

Часть последняя – любовная

Если рассматривать фильм «ССС» как фильм о любви – тут, я замолкаю. Это действительно искусство, эмоции, смысл.

Стихи Нонна Гришаева читает  З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н О !

Правда, пробитое пулей из МГ-34 калибром 7-92 мм  плечо писателя Донцова (Максима Аверина) — серьезная помеха для любви. Но  чего не бывает в последние дни жизни… Простите, за невольный цинизм.

Чем 1938 год, похож на 2012

Кино-ГМО — это явление, с историей. Фильмография о Великой Отечественной войне началась еще до ее начала. Давайте вспомним: «Если завтра война… Этот популярнейший фильм 1938 года. Подзаголовок — «Батальный фильм на хроникальном материале». Причем фильм совершенно не имел отношения к жизненной правде и к тому, с чем пришлось столкнуться 22 июня 1941 года. Кстати, кадры с лихо несущимися и прыгающими танками БТ-7, ломающими сосны,  вся эта показуха к настоящей войне тоже не относилась. Что толку прыгать, если у танка нет рации, и сигналы командир подает из люка, размахивая флажками! Следует еще вспомнить фильм: «Танкисты». Там проклятие советских танкистов — Т-26 — очень просто спускается по отвесной скале, на тросах… Смотрится здорово, но насколько необходимо в условиях тотальной войны?

 

А теперь вспомним современный «танковый балет» в Жуковском. Это «показуха»  лета 2012 года, и с тем же эффектом пользы для военного дела, что и в 1938 г. Живы традиции… Вместо того чтобы обладать и внедрять современные, интегрированные компьютерные системы управления боем, с использованием ГЛОНАСС, спутников, беспилотников,  танки крутятся на асфальтовой площадке 30 на 30 метров, под музыку…

Затем мы опять мчимся на скорости, прыгаем на Т-80 на трамплинах, стреляем холостыми патронами…

Очень впечатляет, особенно девушек…Только никакого большого прикладного значения эти танцы не привнесут в тяжелую, рутинную и осмысленную боевую подготовку танкистов.  

Что в итоге

В целом, из фильма «ССС»  получилось кино-ГМО о войне со стойким привкусом отрицания, отвращения и ненависти к людям «в форме Красной Армии» лета 1941 года.

Тут я полностью согласен, с министром-политологом Владимиром Мединским. «Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма «Служу Советскому Союзу» 22 июня, в День памяти и скорби».

Канал НТВ фильм показал. Министр высказал свое частное мнение. Только руководству НТВ стоит задуматься. Что показать 22 июня 2013 года? Может, лучше фильм без музыки — «Живые и мертвые», чтобы не предоставлять, новое прочтение темы войны –кино-ГМО.

Посмотреть фильм «ССС» — стоит. Один раз. А затем самим решить для себя, это натуральный продукт или кино-ГМО о  Великой Отечественной войне.

P.S. С книгами министра культуры РФ Владимира Мединского вы можете познакомиться,  в Библиотеке Автограда по адресу Юбилейная, 8 (МАУ «ДКИТ»). Здесь же можно прочесть и первоисточники. Это литература, о Второй мировой войне: книги журналы, газеты. Это огромное число авторов: историков, журналистов, политиков, солдат, военачальников, по разные стороны линии фронта.

P.Р.S. В статье цитаты из различных источников, выделены курсивом. Все фильмы, упомянутые в статье, можно легко найти в сети Интернет.

 

                                           Текст:  Александр Курочкин

 

 

Источник: Библиотека Автограда

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы пойдете на выборы 9 сентября?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: