Страсти по палатке

11 сентября 2000 08:35
 9412

Пару недель назад вблизи пересечения улиц Голосова и Мира можно было наблюдать необычную для Тольятти картину. Каждый вечер в установленном здесь шатре-палатке проходили действа «фестиваля музыки и чудес», организаторами которого выступили несколько религиозных общин пятидесятнического и пресвитерианского направлений. А чуть в стороне, буквально в нескольких метрах от палатки, православные христиане могли поклониться стоящему здесь кресту. На этом освященном месте когда-нибудь появится храм… Красиво, правда? Этакое символически мирное сосуществование конфессий на одной планетке. Добавить в картинку некие «лучи вечернего заката» да «стайку голубей мира» — и вообще получилась бы дивная абстракция на тему всеобщего добра и терпимости. Но только получилось бы вранье. Ведь мы не настолько наивны, чтобы доверять символике, правда же?

Фестивальная кампания

— Бог любит вас! Сегодня вечером он сотворит чудо! Он реален, он здесь! Славим Христа! — динамики усиливали голос молодого человека, стоявшего за синтезатором. Четыре попсовых аккорда, разбавленных различными звуковыми эффектами, сопровождали речь. — У кого из вас есть проблемы? Поднимите руки! Сегодня Бог сотворит чудо!

И лес рук врастает в свод палатки… Согласитесь, человеку, хотя бы немного знакомому с традициями православия, такое служение Богу покажется как минимум странным. Понятия веры и Бога, обрядов обращения к Богу для меня, как православного, — это нечто возвышенное, несовместимое с мирским, обыденным. Поэтому лично мне вовсе не удивительно, что мнение многих горожан о «фестивале музыки и чудес», на одном из представлений которого мне довелось побывать, мягко говоря, отрицательное. Впрочем, возможно в формировании таких взглядов велика заслуга некоторых СМИ, неожиданно сдружившихся в кровной борьбе против «сектантов».

А предыстория такова. На самой макушке лета в городе появились многочисленные афиши, приглашавшие посетить «фестиваль в большой палатке». Обещались музыка, чудеса, а по воскресеньям и «раздача слонов» — бесплатной литературы. 22 июля любопытные смогли убедиться, что на площадку около ДКиТ приехал действительно никакой не цирк: состоялось первое представление фестиваля (следуя замыслу организаторов, будем называть прошедшее мероприятие именно этим словом). Через неделю в прессе появились первые нелицеприятные для участников действа отзывы. Затем и представители русской православной церкви официально заявили, что не приемлют пятидесятничество и проходящий фестиваль.

Борьба за паству

Представители православной церкви обратились в мэрию, доказывая, что проведение пятидесятниками фестиваля вредно для горожан, исповедующих традиционные религии. (Хотя думается, что, в частности, для ислама пятидесятничество, будучи христианским течением, большой угрозы в деле борьбы за паству все-таки не представляет).

— Поскольку большинство тольяттинцев принадлежит к православной церкви, а также другим традиционным конфессиям, мы воспринимаем такую акцию как экспансию пятидесятнической группы и прозелитизм, — говорит благочинный Ставропольского округа протоиерей Николай Манихин.

По его словам, не имеет принципиального значения, какая именно нетрадиционная конфессия организовала фестиваль. С точки зрения православия, любая иная церковь — лжецерковь. А вот как считает руководитель отдела религиозного образования Ставропольского благочиния о. Дмитрий Лескин:

— Номинальное причисление православного к Церкви происходит с момента крещения. Мы молимся каждый день за всякого крещеного человека. Если он уходит в секту, то лишается той благодати, которую он получает в святой православной церкви. И церковь не может оставаться безучастной, спокойно смотреть на то, как волки расхищают ее стадо. Закон о свободе совести несовершенен: мы считаем оскорбительным уравнивание в правах любой новой конфессии и традиционных религий…

В том, что велика была роль православия в истории нашей страны, сомнений нет. Как нет их и в том, что позиция православной церкви относительно фестиваля и деятельности пятидесятников не может быть объективной. Разумеется, агрессивная политика новых религиозных течений по привлечению (часто — переманиванию из других конфессий) адептов не может устраивать православие. И можно, конечно, спорить о совершенстве закона о свободе совести и религиозных объединениях. Но, если уж он принят органами государственной власти, приходится с ним считаться.

Итак, в ситуации вокруг фестиваля, кроме заинтересованных сторон — православия и организаторов, — неминуемо должна была проявиться позиция власти, обязанность которой — беспристрастно следовать букве закона. Несмотря на первоначальное разрешение властей на проведение фестиваля, действо в Комсомольском районе было запрещено. В согласовании бумаг Департамент культуры отказал на основании нарушений во время уже прошедших в Автозаводском и Центральном районах мероприятий. О каких нарушениях идет речь?

Суть обвинений

Вопреки публикуемым рассказам о разрушенных семьях и деградировавших личностях, о применении пятидесятниками массового гипноза и спецтехнологий, подчиняющих личность воле пастора, каких-либо документов, подтверждающих такую информацию, в городе, по-видимому, не существует. По крайней мере, их нет в мэрии. А нарушения, из-за которых отказано в проведении фестиваля в Комсомольске, кажутся на первый взгляд весьма формальными.

Скажем, фестивальные мероприятия должны были проходить с 19.00 до 21.00 ежедневно. В Новом городе это условие нарушалось — с 17.30 до 18.30 проходили евангельские семинары для «вновь обращенных». Отсутствовало положение о фестивале и программа, а представленный сценарий, как считают в мэрии, лишен конкретности.

Более серьезным представляется обвинение, что днем в палатке показывали представления для детей, а о разрешении на их проведение и речи не шло. В уставах организаторов оговорен и возрастной ценз участников: старше 18 лет. Впрочем, фестиваль в Центральном районе прошел уже без игр с детьми.

Вопрос же о том, что на представлениях практиковалось крещение несовершеннолетних (еще один пункт обвинений), сложен. В православной церкви практикуется крещение младенцев, а в соответствии с законом о свободе совести исключений для какой бы то ни было религии здесь быть не может.

Но вот еще четко сформулированное нарушение: фестиваль не соответствовал своему статусу, поскольку являлся откровенно религиозным мероприятием, а не общественно-культурным. Спорить трудно, и в этом контексте можно вспомнить, что на афишах не были указаны организаторы и участники. В беседе пастор церкви «Христианская миссия милосердия» Виталий Паклин заявил, что такую информацию забыли включить в текст листовок случайно. Однако верится в случайность с трудом, и, наверное, прав о. Дмитрий Лескин, говоря:

— Если бы на афишах были указаны церкви-участники — вряд ли бы к ним пришло столько народа. А так, глядя на афишу, можно было предположить, что это православный фестиваль…

Есть и такое обвинение: в представленных уставах организаторов отсутствует разрешение на осуществление оздоровительной медицинской деятельности (заживление ран, избавление от недугов)… Ну, этот пункт, между нами говоря, комментировать как-то язык не поворачивается.

Однако же любовь к формальностям свойственна не только сотрудникам мэрии. В открытом письме мэру, например, участники фестиваля уповают, что за нарушения одного организатора (церкви «Открытое небо» в Автозаводском районе) в проведении фестиваля в Комсомольском районе отказали другому организатору — пресвитерианской церкви «Христианин».

Слово в защиту

Участники представлений в палатке подготовили упомянутое выше открытое письмо мэру города, которое мы частично процитируем.

«Только за август через газеты «Площадь Свободы» и «Миллион» опубликованы четыре статьи, оскорбляющие чувства верующих христиан-протестантов, унижающие наши обряды, неоправданно обвиняющие нас в потере интеллектуальных способностей и узкой ограниченности участия наших верующих в социальной и культурной жизни города.

Называя нас деструктивными сектами, нужно не забывать, что только судебные органы имеют право на такие формулировки. Нас необоснованно обвиняют в неуважительном и оскорбительном отношении к православной церкви и другим религиям, при этом никто не может предоставить такие факты. Приводят выдуманные истории о зарубежном финансировании, опять же не располагая каким бы то ни было фактическим материалом, фантазируют на тему, как проходят наши служения, не имея ни малейшего желания быть элементарно вежливыми по отношению к нашим чувствам и традициям. Ассоциируют нашу веру с событиями в г. Алдан (Саха-Якутия), хотя мы имеем официальные документы о полной непринадлежности этого общества к пятидесятническому движению.

Мы рассматриваем это как разжигание религиозной розни, несущей за собой агрессию со стороны людей, не знающих о нашей деятельности.

Мы предлагаем всем религиозным организациям, а также людям, облеченным какой бы то ни было властью, и просто горожанам города признавать право на свободу вероисповедания не только за собой, но и за всеми другими».

Черта, которую пока нельзя подвести

Несомненно, обязанность государства — контролировать деятельность всех конфессий. Раз случаются прецеденты, подобные событиям в г. Алдане, где религиозная община в наказание выставила на мороз 10-летнего мальчика, значит, законы, установленные государством в отношении религиозных объединений, несовершенны и требуют доработки. Но в любом случае обвинения в адрес конфессии должны базироваться на фактах нарушения закона, а не на домыслах и стереотипах.

В материале принципиально не рассказывается о содержании учений, которые исповедуют участники фестиваля. Согласитесь, что при желании карикатурно можно изобразить любой обряд и его толкование. В том числе и практикуемые в православии… Да и тема статьи другая — ситуация вокруг фестиваля и религиозных учений, отличных от традиционных. И тема, похоже, далеко не исчерпанная.

Участники и спонсоры «фестиваля музыки и чудес» — церкви «Новое поколение», «Христианская миссия милосердия», «Тольяттинский христианский центр», представляющие зарегистрированное пятидесятничество, церковь «Осанна», являющаяся незарегистрированной (это другая ветвь пятидесятников), пресвитерианская церковь «Христианин». Эти церкви сейчас готовят документы в суд. Как они пишут — «по фактам клеветы, оскорблений, нарушений прав свободы личности на вероисповедание и превышение полномочий должностными лицами».

А по месту регистрации вышеперечисленных христианских церквей (в отдел юстиции администрации Самарской области) отправлено письмо с пунктами нарушений во время фестиваля, подписанное заместителем мэра города.

В условиях жесткой конкуренции между конфессиями на рынке паствы статус мученика за веру более неактуален. И завет о подставляемой удару щеке, видимо, устарел. Теперь бороться за место под солнцем взялись и пастыри. Так что сложно сказать, какие «чудеса» еще могут сотвориться вокруг палатки столь неудачно завершившего свою работу фестиваля…


Олег Мальцев

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: