Театр осуществленной мечты. Как это было

21 декабря 2000 17:21
 9215

В минувший вторник город простился с Глебом Борисовичем Дроздовым, художественным руководителем театра «Колесо», народным артистом России, почетным гражданином города Тольятти.

«Умерло наше сердце. Никакими словами нельзя передать ту щемящую боль, то чувство утраты и сиротства, которое владеет всеми нами. Он создал не только театр — он создал всех нас. Он был отцом для каждого из нас вне зависимости от возраста.

Безграничными были наши уважение, любовь и доверие к этому человеку. Это был высший авторитет, высший суд, высшая инстанция для всех нас. Это было крыло, под которое прятались мы все, которое пыталось уберечь нас от бед. Его мы сберечь не смогли, но мы успели сказать ему, как мы любим его и как он нам нужен.

Он оставил нам театр, построенный его сердцем, его руками, его талантом. Мы должны сберечь наш театр, должны научиться через боль, через чувство отчаяния и страха жить так, как жил он — гордо, весело и бесстрашно. Мы никогда не забудем Глеба Борисовича.

Он — это мы все».

Это слова из прощального обращения артистов театра «Колесо», но под ними мог бы подписаться каждый из нас.

Ушел не просто хороший человек — ушел Гражданин, Мастер.

* * *

В 1988 году в Тольятти был подписан договор об открытии первого контрактного театра в нашей стране.

История становления театра в крупном промышленном центре поучительна. Всем было понятно, что нельзя до бесконечности громоздить поселок городского типа, не организуя никак его культурную жизнь. Но остаточный принцип культурного строительства не позволял вкладывать деньги в непроизводственную сферу. Это отношение очень хорошо выразил в журнале «Огонек» в 1987 году заведовавший в то время отделом культуры тольяттинского горисполкома Л. С. Пахута:

«Культура в Тольятти — не та сфера, где интересно, престижно работать.

Но когда понадобилось составить справку для Советского Энциклопедического Словаря, то составили ее в лучших традициях застойного периода, так, чтобы на бумаге все было, что должно быть:

«Тольятти (до 1964 года Ставрополь), город в Куйбышевской области. Железнодорожная станция, порт на Куйбышевском водохранилище… Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Тяжелое машиностроение, электротехнический завод, объединение «Куйбышевазот», завод синтетического каучука. Политехнический институт. Театр…»?

В городе был открыт кукольный театр. Но написали просто «театр». На самом деле театра, который стал бы центром культуры; в городе не было. Вот почему В. Соколов, корреспондент «Литературной газеты», написал в статье «ВАЗ, который не для нас» (2 сентября 1988 г.): «Я приехал в Тольятти, чтобы своими глазами увидеть воспетый в журналистике Автоград, и увидел: город как город. Тысяч семьсот жителей, ни одного театра, в воздухе пахнет экологической грозой — проще говоря, выбросами химических заводов».

Не случайно такое важное место занимает театр и в статье журналиста, и в справке энциклопедического словаря. Зарубежные средства массовой информации, имея в виду тот же самый остаточный принцип культурного строительства, присвоили городу Тольятти статус «спального города», где люди только работают и спят. С таким положением не захотели больше мириться сами рабочие. Вот как об этом рассказал в своем выступлении перед трудящимися города Тольятти 8 апреля 1986 года Михаил Сергеевич Горбачев:

«На ВАЗе, кажется, в прессовом производстве, пожилая женщина передала мне записку. В ней написано карандашом: некуда сходить с детьми, нет театра и один кинотеатр -вот и все. Это как раз то, о чем я и говорю: нельзя, чтобы такой мощный гигант индустрии имел в своем Автозаводском районе всего один кинотеатр. На 340 тысяч жителей иметь один кинотеатр — куда это годится? Это серьезный недосмотр местных органов. Народ сюда съехался со всей страны, люди образованные, умеющие трудиться, и они хотят жить полнокровной жизнью. А это предполагает развитую социально-культурную сферу. Вот еще одно напоминание о том, что мы здесь проглядели многое и сейчас надо исправлять».

По сути дела, по этой записке простой работницы из прессового цеха и был открыт в городе Тольятти театр «Колесо». Исполком горсовета принял решение за N452 от 4 декабря 1987 года. Начались поиски художественного руководителя, который смог бы создать театр там, где его никогда не было. И тут надо обязательно вспомнить первого секретаря горкома С. И. Туркина. Он разыскал в журнале «Театральная жизнь» статью народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Глеба Дроздова, опубликованную в 1986 году, «О мечтах, которым пора сбываться» и помог ему осуществить театральные мечты в городе Тольятти.

«Колесо» — это театр осуществленной мечты.

Эдуард ПАШНЕВ

«Веста2000»

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: