19 октября 2005 11:54
14905

В Тольятти есть памятник Воздержанию

Традиция воздвигать памятники вооруженным женщинам, стара как мир. Вспомним воительницу Афину с копьем и щитом, Артемиду с луком, римскую Лукрецию с кинжалом. В средние века и позднее, в Новое время, сюжеты из античности воплощались сотнями в бронзе, мраморе и на холстах.


Памятников женщинам воительницам великое множество во всем мире. Сделав запрос в Яндексе на тему «Женщина с мечом», у меня появился целый  ряд ссылок  по теме. Первая ссылка о   монументе княгине Ольге в Пскове, работы небезызвестного Зураба Церетели. В отличие от мужчин, которые удостоились такой чести от мэтра, святая Ольга строга и изящна,человечна и реалистична. Скульптура не имеет модернистских и кубистских отклонений, украшений из излишков оборонительного и наступательного вооружения, веток, камуфляжа, коня и даже других военных.


Вторая ссылка, памятник – Сирене в Варшаве. Мифическая, энергичная женщина, инвалид, где вместо ног хвост, а в руках кривой меч, круглый щит. Плюс обнаженная грудь и яростный замах.


В Тольятти памятник вооруженной даме не имеет знакомой мифической, исторической или общественно значимой предыстории. Единственно, что объясняет название памятника — это диско-бар «Виктория», расположившийся неподалеку.


Место дислокации скульптуры — обыкновенный двор с шестнадцати и девятиэтажными домами. Хозблок, почта, кафе-сауна, вторая конкурирующая сауна с интригующим названием «Чистый рыцарь» и три (!!!), я подчеркиваю, три скульптуры на площади, где-то 50 на 50 метров.


Видимо, какая-то связь с диско-баром есть, даже можно сделать предположение, что это труженица общепита стала моделью для художника. Композиция проста, но оригинальна по замыслу.
Дородная и величавая женщина в три человеческих роста, в бальзаковском возрасте, с несколько избыточным весом, вероятным целлюлитом, мощным телосложением и невероятной физической силой. Я бы посмотрел на мужчин, которые держат двуручный меч тремя пальцами!


Одета Виктория в длинное платье со складками. Скорее всего это то, что раньше называлось пеньюар. Наиболее женственные части сложения не очень целомудренно прогладывают сквозь тяжелые складки ткани.


Лицо скульптуры спокойно и неулыбчиво, как у Дольфа Лундгрена, у которого кончились патроны. Высокий лоб, высокий шиньон, прямой римский нос, босая правая нога — все это напоминает классическую древнеримскую скульптуру. В фигуре есть некая тяжеловесность и малоподвижность, толи от неправильного питания, толи от злоупотребления мучным.


Но масштаб! Особенно впечатляющим, является ракурс со стороны проспекта Степана Разина. Левая рука нашей героини покоится на … щите. Нет, это не щит. Щит не может иметь с двух сторон барельеф, с изображением оскаленной пасти льва, с лохматой гривой. Возможно это не щит, а плита памятника. Или стилизованная спинка дивана?


Признаться, я не смог опознать предмета с барельефом льва, у которого бы нашлось какое-нибудь прикладное значение. Местные жители рассказали, что возможно моделью для Виктории послужила детская кукла (производства ГДР, из пластмассы), у которой также поднималась рука, не имевшая функции сгибания в локте. Возводил этот монумент  человек, владеющий уникальной (для Тольятти, наверное) технологией. Это технология производства скульптур из прутьев арматуры, кирпича и бетона, покрытых водостойкой золотой и серебряной краской.


К сожалению, не знаю, как величать маэстро. Его резцу, пардон, и мастерку, принадлежат еще две скульптуры: фламинго и африканского льва, в натуральную величину, с футбольным мячом.


О скульптуре фламинго судить трудно, пусть об этом каждый составит свое мнение. Но, лев — явно футболист! Мне жаль его. Он болен. У льва проблема с задними лапами. Возможно, это следствие артрита, остеохондроза или попадания под «Газель», где-нибудь напротив «Детского мира» на Степана Разина.


У меня предположение, что с африканским страдальцем злую шутку сыграла эта самая уникальность технологии: «арматура-кирпич-бетон». Просто повело арматуру, так у льва и появились иксообразные задние ноги. Злые языки утверждают, что лев — это памятник сборной России по футболу. Действительно, есть что-то человеческое и страдальческое на «морде лица» неудачливого хищника.


У местных жителей разное отношение к ансамблю. Ко льву и фламинго претензий нет, хотя непонятно, за какие заслуги им поставлены монументы. А вот Виктория вызывает споры. Признаться, я нашел ответ, чему посвящен этот памятник совершенно неожиданно. Опять помог Интернет. На запрос «Женщина с мечом» на 13 строке красовалось «ВОЗДЕРЖАНИЕ» . Далее, на сайте http://www.apress.ru в статье «Опыт словаря символов» фраза: «В христианском искусстве воздержание аллегорически изображалось в виде женщины с мечом или двумя вазами, и со Сципионом Африканским у ее ног. Другими ее атрибутами являются часы, удила и уздечка, смешанное с водой вино и ветряная мельница».


Так, что памятник отныне обрел новый смысл. Виктория – это памятник воздержанию, а никак не войне, защите или агрессии. Жаль, что такой глубокий, философский смысл так лихо зашифровал неизвестный ваятель. Теперь понятен и африканский лев – это Сципион Африканский. Осталось рассмотреть часы, удила и уздечки.


В заключении, хочу сказать, что критиковать памятники в Тольятти – это занятие неблагодарное. Пусть они и не отвечают нашим эстетическим представлениям. Во-первых, их мало; а во-вторых их возведение это лучше, чем устройство пустырей, мусорных свалок и автостоянок в центре города.


Еще хуже, когда мы забываем, не замечаем и разрушаем то малое, что нам досталось из прошлого. Об одном таком памятнике следующий рассказ.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


На фото: Виктория, Сирена, лев-«футболист»  и памятник княгине Ольге работы З. Церетели

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: