АвтоВАЗ постоянно преследуют скандалы, связанные с федеральными властями России. Такая ситуация приводит к серьезному ухудшению условий функционирования завода. Взять к примеру, один из последних — эпопею о «клонировании» автомобилей. После июльских заявлений налоговиков о том, что двести тысяч автомобилей собрано ВАЗом с двойными номерами и продано без уплаты налогов, все металлургические предприятия перевели АвтоВАЗ на предоплату, ряд поставщиков комплектующих подняли цены, таким образом страхуя себя на тот случай, если у завода будут арестованы счета. Как позднее выяснилось в ходе судебного разбирательства, никакого «клонирования» автомобилей не было.
Пару лет назад АвтоВАЗ обращался к Правительству РФ с просьбами разрешить беспошлинный ввоз в Россию вазовских автомобилей, собранных в Финляндии. АвтоВАЗ вложил в этот проект $17,5 млн. В Финляндии ВАЗ стал собирать значительно улучшенный вариант 99-й модели, предназначенный на экспорт. Таким образом, на 95% этот проект был чисто российским, хотя отдельные комплектующие для него и производились за рубежом. Это и предопределило обращение АвтоВАЗа к Правительству. Однако такого разрешения получено не было. В результате финансовый проект оказался нерентабельным и заводу через некоторое время его пришлось закрыть.
Руководство АвтоВАЗа объясняет отказ тем, что в России интересы разных ведомств всегда было некому объединить. Многие из них со своими узкими целями и задачами просто не в состоянии увидеть государственных нужд. К примеру, у таможни есть план сбора доходов в бюджет. И они сказали, что если будет разрешен беспошлинный ввоз наших автомобилей, то казна недосчитается определенной суммы, соответственно план по сбору платежей должен быть снижен.
«Семь верст»