ЭКСПЕРТИЗУ ЗАКАЗЫВАЛИ?

20 октября 2000 17:08
 9390

Быть клиентом автоэкспертизы — занятие не из приятных. В том смысле, что поводы для этого самого дела явно не из веселых: ДТП, происшествия другого рода, связанные с причинением вреда «здоровью», а то и самой «жизни» наших дорогих во всех смыслах авто. Однако, как говорится, «life is lifе», и кто его знает, что «день грядущий нам готовит»…

Нам удалось побеседовать со специалистом старейшей и авторитетнейшей в городе независимой технической экспертизы автомототранспорта «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» Игорем Сыроватским, работающим на СТО «Восточное кольцо» с 1981 года.

— Игорь Владимирович, какие услуги вы оказываете?

— Если вкратце, то это подсчет суммы причиненного ущерба, утрата товарной стоимости автомобиля, подсчет его остаточной стоимости для оформления наследства, раздела имущества и т. п. Словом, все, что связано с автомобилями, прицепами, практически с любой автотранспортной техникой.

— И с мотоциклами?

— С мотоциклами, вы знаете, особый случай. Мы производим только подсчет остаточной стоимости мотоциклов. А сумму ущерба не исчисляем, потому что для этого нужно посчитать стоимость запчастей и ремонта, а такие данные в России, вы знаете, достать весьма затруднительно.

— По какому принципу вы производите расчет ремонта? Ведь на разных СТО — разные цены.

— Давайте я объясню вам все с самого начала. Во всем мире существует технология ремонта. Право разрабатывать технологию ремонта автомобиля принадлежит только заводу-изготовителю и никому другому. Поэтому на все автомобили, включая иномарки, такие технологии ремонта существуют. Смотрите (раскрывает каталог), вот колесо рулевого управления — снятие-установка со снятым включателем сигнала. На это необходимо 0,3 часа. Имея эту цифру и стоимость часа работы, я могу подсчитать, сколько стоит эта работа, и никаким образом не ошибиться. Это обоснованная цена.

Откуда берутся другие цены? Человек приезжает к слесарю в СТО, слесарь посмотрел, почесал за ухом: «десять рублей». Понимаете? Они не работают по трудоемкости работ. Исходят из наполняемости своего кармана, из того, сколько кому должны отдать, из интересов фирмы и т. д. Как на основе этих документов составлять средние цены? Это тупик. Я не раз был на таких станциях, поверьте, это не какие-нибудь подвальные забегаловки, а настоящие станции, где большими буквами написано: «СТО». Я прихожу к ним и начинаю разбираться, почему у них в наряде написана такая-то цена. Они говорят, что, мол, мы начисляем такую сумму, исходя из затраченного времени, что, в свою очередь, определяет специалист, этим занимающийся. А обратившись к этому специалисту, выясняешь, что время он определяет сам, руководствуясь чем угодно, но только не положенными нормативами. Это несерьезно.

— Предположим, произошло ДТП, к вам приезжают его участники, что происходит дальше?

— Я иду осматривать машину, составляю акт технического осмотра, а с этого акта уже составляю калькуляцию — подготавливаю базу данных, которая вводится в компьютер, обрабатывается, и получается документ. В нем указывается сумма ущерба с указанием утраты товарной стоимости.

— На вашей памяти есть необычные случаи обращений?

— Сколько угодно… Около речного порта в Комсомольском районе есть сливные отверстия, закрытые прямоугольными металлическими щитами. Эти щиты довольно здоровые, из толстого металла, и во время ремонта один из них, очевидно, плохо приварили. Проезжал человек, кажется, на «пятерке», а скорость у него была что-то около 60. Когда он заехал на щит, тот поднялся и встал ромбом на ребро… Мне сказали, что машина не на ходу, я приехал на место ДТП. Смотрю — визуально жигуленок целый, ничего не повреждено. Заглядываю под машину: начиная от передней подвески пропорот весь щиток передка, весь пол. Железный угол прошел прямо под водительским сиденьем, не достав до человека каких-то десять сантиметров, и вышел где-то в районе заднего сиденья. Был другой случай. Не знаю, что там были за разборки, но, так или иначе, кто-то бросил на стоянке под машину гранату. Взрыв повредил штук десять товарных автомобилей. Был солнечный день. Когда я заглянул под ту машину, что попала в эпицентр взрыва, ее днище было в точности похоже на решето, сквозь которое пробивались лучики света… Еще столбы падали, арматура падала…

— Как понять — столбы падали?

— Человек остановился на перекрестке. Рядом стоял, насколько я понимаю, поврежденный до этого бетонный столб… Когда я осматривал машину, не мог понять, что случилось. Она была смята сверху наискосок: с правого переднего крыла, через лобовое стекло, крышу. Интересна была реакция водителя: он выскочил из машины и убежал. А вот, другой случай. Человек купил новенькую «девятку». А ковриков в салоне нет. Он выехал из ворот фирмы и остановился. Вышел, чтобы подобрать какую-то картонку — подстелить под ноги. А машина стоит с работающим двигателем, ключи в зажигании. Мужчина отрывает кусок картонки, слышит, как хлопает дверь. Оборачивается, смотрит — а за рулем уже кто-то сидит (!). Хозяин бросился к машине и уцепился за дворники, преступник рванул с места и гнал по Борковскому шоссе чуть ли не до самого конца, пытаясь сбросить владельца, который болтался на капоте, но не сдавался. Вор и вилял, и включал дворники — ничего не помогло. К счастью, сцену, достойную крутого боевика, заметил патруль милиции, который и смог остановить преступника. Когда я осматривал машину, то не мог понять, что случилось: была вырвана панель рамки ветрового окна, исцарапан весь капот, руки владельца забинтованы…

Или вот случай. Некий умелец пилил на балконе арматуру, она у него сорвалась и полетела вниз. А там стояла машина. Этаж был высокий, и вертикально летящая металлическая дубина набрала хорошее ускорение. Арматура прошила автомобиль насквозь.

— Самая серьезная проблема в вашей работе?

— Я — посередине. С одной стороны, я испытываю давление виновника аварии, которому всегда кажется, что я насчитал слишком много. А с другой — мною недоволен пострадавший: по его мнению, получается слишком мало. Поэтому оба они стараются оказать на меня хотя бы психологическое, но давление. Любыми способами: просят, умоляют, пытаются купить и так далее.

Другой проблемой является несовершенство нашей законодательной базы. До сих пор в России нет единой системы автоэкспертизы. Например, пару лет назад принят Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», но в нем не утверждено, скажем, как проводить лицензирование. Поэтому у Самары свой порядок лицензирования, у Москвы — свой. Нет четкого понятия, что такое оценочная деятельность. Разделились понятия «эксперт» и «оценщик». Но это два разных специалиста… Проблем немало.

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям и автолюбителям?

— Наша профессия будет всегда актуальна, поскольку так устроена жизнь — без дела мы не останемся. Однако хотелось бы пожелать пользоваться нашими услугами как можно реже.

Евгений Халилов

Автословарь

Мы продолжаем публикацию расшифровки надписей и сокращений, которые можно встретить на автомобилях

M

М (medium) — середина

М (memory) — память

М (minute) — минута

М см. MANU

MAP (mass air flow) — измеритель объема воздуха

MAIN RELAY — главное реле

MAN — см. MANU

MANU — ручное (управление, регулировка)

МС (mixture control) — управление составом смеси

MIL (malfunction indicator lamp) — лампа неисправности («check»)

MIRROR — зеркало заднего вида

MODE — выбор режима

MPI — многоточечный впрыск

М/Т — механическая трансмиссия

N

N — neutral — нейтральное (положение)

N — normal — нормальное (состояние)

O

О/D — over drive — повышенная передача

О/D 2 WAY — автоматическое отключение повышенной передачи

ОНС — (overhead camshaft) — распредвал в головке блока цилиндров

OFF — выключено

OIL — масло

ON — включено

OX SENSOR — датчик кислорода

Советы бывалых

* Если ваш автомобиль тяжело, с пробуксовкой все-таки движется вперед, но вот-вот окончательно забуксует и остановится, то ваши действия:

в заднеприводном автомобиле:

— с помощью рулевого колеса направляйте передние колеса на те участки дороги, где сопротивление качению колес было бы наименьшим;

— с помощью рулевого колеса направляйте задние колеса на участки дороги, которые обеспечивали бы наибольшее сцепление с этими задними колесами. Это могут быть участки дороги, посыпанные песком, или обочины, на которых еще есть снежная «целина».

— наконец, можно попытаться «поиграть» педалью газа, но чуть-чуть. Это уже, в общем-то, искусство.

в переднеприводном автомобиле:

— выбирайте участки с меньшим сопротивлением качению колес;

— выбирайте те участки дороги, на которых передним колесам было бы за что «зацепиться»;

— чуть-чуть покачивайте рулевое колесо туда-сюда, в этом случае передние ведущие колеса с большей вероятностью найдут за что зацепиться: камушек под снегом, веточка какая-нибудь и т. д.;

— крутые скользкие подъемы переднеприводный автомобиль легче преодолевает задним ходом;

— «играйте» педалью газа.

В полноприводном автомобиле:

— подключите задний (или передний) мост или включите блокировку межосевого дифференциала. И межколесного, если она у вас есть;

— далее действуйте по методике вождения переднеприводного автомобиля. Однако следует заметить, что на некоторых «вездеходах» (в основном на джипах) включать передний мост бессмысленно, если отключены муфты передних колес, т. е. если переключатель хотя бы на одной ступице стоит в положении «FREE» (а должен стоять в положении «LOCK»).

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы пойдете на выборы 9 сентября?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: