Качество продукции АвтоВАЗа нужно поднять в шесть раз

30 сентября 2010 15:33
 13529

На проходящем в Тольятти форуме поставщиков автомобильных компонентов основное внимание привлекали состояние и перспективы развития сети подрядчиков волжского автозавода.

Это вполне объяснимо. Во-первых, подавляющее большинство российских производителей автомобильных компонентов прямо или косвенно (через рынок запчастей) связаны с АвтоВАЗом. Во-вторых, качество автомобилей «Лада», вызывающее столько нареканий, во многом (если не в основном) определяется качеством комплектующих.

Некоторые оценки существующей российской сети производителей автокомпонентов дал выступавший на конференции Нуно де Мораис, директор CSQSD — совместной структуры Renault и АвтоВАЗа по качеству и развитию поставщиков. Итоги аудита, который был проведен в рамках программы реорганизации системы снабжения волжского автозавода, малоутешительны.

По словам Нуно де Мораиса, количество дефектов «Калины» (самого современного волжского автомобиля), выявляемых в период действия гарантии, необходимо снизить вдвое. Еще более сложные задачи стоят при переходе на выпуск АвтоВАЗом автомобилей на платформе В0. Проект RF90 по сравнению с ближайшим аналогом («Приора-универсал») должен иметь в 6 раз меньше отказов.

Это невозможно без резкого повышения надежности компонентов. Между тем, как отметил де Мораис, «у многих поставщиков висит на стене диплом ISO 2000, а системы контроля качества нет». Более того, многие производители компонентов не заинтересованы в повышении качества своих поставок – причем на уровне высшего руководства. «Часто завод выявляет свой брак, но за счет плохого управления некондиционная продукция уходит к потребителю», — поясняет директор CSQSD.

За последние восемь месяцев совместная франко-российская структура проверила более ста поставщиков АвтоВАЗа. Проблемы с качеством есть практически у всех, но, что более тревожно, у половины компаний отсутствует мотивация к повышению технического уровня своей продукции.

Такое отношение есть результат сложившейся еще с советских времен вертикальной системы снабжения автозаводов. Для многих производителей комплектующих АвтоВАЗ является единственным заказчиком — но многие являются и единственными поставщиками тех или иных компонентов. Будучи монополистами, они не опасаются за свою судьбу.

Как отметил заместитель директора по закупкам и начальник управления внешних комплектаций АвтоВАЗа Михаил Ильин, повышение качества
продукции российских поставщиков завода зачастую приводит к тому, что она становится дороже зарубежных аналогов. Это вполне объяснимо – производительность труда в российской индустрии автокомпонентов в 5-10 ниже, чем в других странах.

Смена нерадивых подрядчиков на иностранных проблемы не решит. Во-первых, это выведет АвтоВАЗ из его ценовой ниши. Во-вторых, подобный переход противоречит утвержденной на высшем уровне стратегии развития российского автопрома.

В настоящее время АвтоВАЗ имеет 272 подрядчика. По словам Михаила Ильина, это очень много — такого количества поставщиков не имеет ни один зарубежный производитель. Подобное заявление выглядит несколько странно. Сеть снабжения партнера волжан — компании Renault включает порядка трехсот поставщиков только первого уровня, а всего количество производителей компонентов, работающих на Renault, составляет примерно восемьсот компаний.

«АвтоВАЗ не может работать с таким количеством поставщиков», — заявил Михаил Ильин. Планы завода предусматривают, что в ближайшие годы количество подрядчиков будет сокращено вчетверо — останется 70-80 компаний. Как пояснил глава закупок волжского завода, это будут «системные интеграторы», которые будут отвечать перед АвтоВАЗом за качество поставок групп комплектующих и, в свою очередь, контролировать своих «подопечных».

Работоспособность подобной «двухступенчатой» системы вызывает сомнения. Если основная сеть поставщиков останется прежней, прежним останется и уровень качества. Вряд ли производители-«интеграторы» смогут вести управление качеством не только своей, но и чужой продукции — для этого у них нет ни средств, ни возможностей. Если уж даже АвтоВАЗ, имея солидный штат занимающихся этим сотрудников и помощь Renault, не справляется с задачей, вряд ли она окажется по силам сравнительно небольшому производителю компонентов.

Низкий уровень развития производства автомобильных компонентов создает серьезную угрозу для реализации стратегии развития российского автопрома и бизнес-плана АвтоВАЗа. Времени осталось мало — RF90 должен встать на конвейер в 2012 году. А путей повышения надежности продукции волжского завода «в разы» пока не видно…

Текст: Алексей Захаров

Источник: finamauto.ru

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы питаетесь фастфудом на улице?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: