23 января 2003 10:41
9229

Народные избранники вступаются за отечественный автопром

На днях Госдума направила в правительство запрос с призывом поддержать российскую автомобильную промышленность. Таковая поддержка должна, по мысли депутатов, заключаться прежде всего в централизованных закупках техники, причем не только для государственных служб. Предлагается, в частности, использовать для приобретения легковых автомобилей 1,5 млрд. рублей, предусмотренных в федеральном бюджете на выполнение обязательств перед владельцами целевых товарных чеков (выпущенных в конце 80-х годов).

Парламентариев не смущает, что в результате проведенной в 1995 году реструктуризации данные обязательства из товарных стали чисто финансовыми. Правительству предлагается также изыскать дополнительные средства для закупок не находящей сбыта продукции родного автопрома. В самом деле, что такое полтора миллиарда, если, по словам Анатолия Иванова, инициировавшего парламентский запрос (кстати, до своей депутатской карьеры он возглавлял профком тольяттинского завода), только на складах «АвтоВАЗа» скопилось 50 тыс. автомобилей на сумму 7 млрд. рублей.

В июле прошлого года была принята Концепция развития автомобильной промышленности, нацеленная на государственную поддержку отрасли, в том числе и такими мерами, как таможенная защита и госзакупки. Однако концепция на то и концепция, что содержит лишь общие декларации. В практической плоскости в Белом доме заняты сейчас, в первую очередь, подготовкой решения о выравнивании таможенных ставок на ввоз автомобилей для физических и юридических лиц (так что импортные иномарки еще подорожают). А по поводу депутатского запроса замруководителя аппарата правительства Алексей Волин резонно заметил, что нужны не дополнительные меры на государственном уровне, а повышение российскими автомобилестроителями качества своей продукции.

Для того чтобы вывести отрасль на хоть сколько-нибудь приемлемый с точки зрения международных стандартов уровень, необходимы огромные средства, и где их взять – отдельная проблема. Зарубежные инвесторы предпочитают налаживать в России «отверточную» сборку на вновь строимых заводах, а не вкладываться в модернизацию существующих мощностей с организацией на них выпуска новых моделей. Самостоятельно же выйти на рынок с новым легковым автомобилем нашим заводам пока не по силам. К примеру, модель «Калина» рискует устареть еще до того, как будет запущена в серию – найти деньги на ее скорый запуск у «АвтоВАЗа» не получается; а 11-я модель «Волги» «ГАЗа» оказалась чересчур дорогой, чтобы быть конкурентоспособной.

Однако главные претензии к отечественным автомобилестроителям заключаются отнюдь не в том, что они выпускают машины, воплощающие достижения технической мысли 30-летней давности, а именно в качестве сборки. Российские граждане в массе своей согласны – пока, во всяком случае – ездить и на таких автомобилях, но при условии, что они не будут разваливаться. При условии, образно (впрочем, не только образно) говоря, что болты будут закручиваться, а не загоняться кувалдой. Можно, конечно, поменять топ-менеджеров, но как «поменять» рабочих? «Автомобиль при современном производстве имеет очень высокую долю ручного труда, – замечает на этот счет Олег Виханский, бывший член совета директоров «ГАЗа», а ныне директор Высшей школы бизнеса МГУ, – изменить же человеческую сторону производства гораздо сложнее, чем технологическую. Так что можно понять тех, кто утверждает, что мы никогда не сможем делать качественные автомобили. Это должно быть совершенно другое отношение к труду со стороны и рабочих, и низового звена управления».

Между прочим, согласно упоминавшейся правительственной Концепции, емкость российского автомобильного рынка достигнет к 2010 году 2,2-2,5 млн. машин ежегодно по сравнению с 1,4 млн. (450 тыс. из них пришлось на импорт) в 2001 году. Удовлетворить такой спрос отечественный автопром не сможет ни при каком раскладе, но чтобы сохранить хотя бы свой «законный» миллион штук, надо все-таки научиться выплескивать на рынок не экскременты, а пригодную к употреблению продукцию.

По материалам Утро.ru

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: