6 июня 2000 14:38
9169

Прибыль больше убытков, но?

Минувший год был удачным для АВТОВАЗа: значительно перевыполнен план по производству продукции, она стабильно реализовывалась. Между тем, на годовом собрании акционеров вновь принято решение не выплачивать дивидендов, так как акционерным обществом не выполнен план по получению прибыли. Нетрудно предположить, что при стабильной работе предприятия вновь сказали свое веское слово убытки. О том, как сложилась финансовая ситуация в прошлом году, рассказывает директор по учету, налогам и аудиту — главный бухгалтер АО «АВТОВАЗ» Николай Хатунцов:

— 1999 год стал по ряду показателей лучше, чем предыдущий. Мы произвели больше продукции, реализовали ее. У нас в 1999 году не было ни сокращенных смен, ни уменьшения количества рабочих дней. Наоборот часто возникала потребность в организации работы в некоторые субботние дни.

Реализация автомобилей в 1999 году достигла примерно 97 процентов против 85 в 1998-м. В результате этого от нее в минувшем году получено 47 миллиардов рублей. Даже с учетом индекса цен произведено и реализовано продукции значительно больше, чем в 1998 году. В общей массе количество реализованных автомобилей и уровень цен повысились за счет того, что мы активнее стали реализовывать автомобили в регионах Российской Федерации. Отсюда и увеличение в процентном отношении возврата средств.

В 1999 году АВТОВАЗ полностью отказался от всех бартерных операций. Неденежные формы расчетов сократились с 63 процентов до 12-ти. Были реструктуризированы все долги во все уровни бюджетов и фонды. Это определило для Волжского автозавода дополнительные денежные обязательства. Реструктуризация во все уровни бюджетов и фонды стоила АВТОВАЗу 110 миллионов рублей дополнительных расходов ежемесячно. Это большой груз.

На 118 миллионов долларов АВТОВАЗом была погашена задолженность перед Внешэкономбанком. И это тоже легло дополнительной нагрузкой на тот бюджет, который у нас является текущим.

Дополнительные убытки принесла та часть работы, которая досталась нам с прежних времен. С 1992 года у нас существовала дебиторская задолженность по отгруженным в Германию автомобилям. В 1999 году пришлось списать 3 миллиарда этой нереальной дебиторской задолженности. Почему же это случилось лишь спустя семь лет? Дело в том, что есть юридические процедурные вопросы, только на основании которых мы можем списать дебиторскую задолженность. Потому и получились такие большие сроки. Но я хочу сказать, что списанная дебиторская задолженность — или отнесенная на результаты деятельности — не останется забытой. Мы продолжаем всеми своими методами и возможностями изыскивать дополнительные рычаги для того, чтобы возвратить хотя бы некоторые суммы.

Также отрицательно сказалась на результатах нашей деятельности невозможность изготовить в России оборудование под наши технологии. А закупленное на валюту оборудование переоценивается, исходя из курса. И эта переоценка нам дала отрицательный результат в 2 миллиарда рублей.

Внешним «раздражителем» финансового положения ВАЗа в 1999 году стали его отношения с Российским пенсионным фондом. В 1997 году у нас был подписан договор с региональным отделением этой структуры о реструктуризации задолженности на 8 лет. После смены руководства в Российском пенсионном фонде и по результатам проверки в 1999 году его прежние действия признаны превышением полномочий, и принято решение о недействительности договоров о реструктуризации. Поэтому с 1997 года по 1999 год на те суммы, которые мы сначала реструктуризировали, АВТОВАЗу насчитали пени в размере 2,7 миллиарда рублей. Исходя из этих факторов, которые лежат за пределами деятельности завода, но в пределах существующего законодательства, мы получили в общей сложности реальных убытков 7 миллиардов рублей.

Вместе с тем, что в полной мере осуществлялись платежи во все уровни бюджетов — это около 16 миллиардов рублей, — вкладывались деньги в развитие завода. На ввод мощностей полной программы выпуска автомобилей семейства «2110» нам потребовалось 4 миллиарда 418 миллионов рублей, по незавершенному строительству — 1,4 миллиарда рублей. Мы выполняли свои обязательства по капитализации наших затрат, то есть сами делали инвестиции в освоение новых моделей. Вот те расходы, которые мы понесли в 1999 году.

— Между тем, называлось и иное, значительно большее число убытков?

— Прозвучавшая однажды цифра в 17 миллиардов вазовских убытков может быть справедлива только за весь период с начала деятельности завода. До 1999 года наши убытки составляли около 10 миллиардов. А они складывались долго и по разным причинам. Это и период обвала «гайдаровских» реформ, и более поздние падения рубля. А для того, чтобы предприятие по балансу, по результатам деятельности было ликвидно, мы должны освобождаться от тех долгов, которые нереальны — по закону, по своей сути. Речь как раз о той самой нереальной дебиторской и кредиторской задолженности в 10 миллиардов рублей.

Я считаю, что основой оценки деятельности предприятия может служить его настоящая внутренняя работа. А это рентабельное производство автомобилей на полную мощность, полная продажа того, что произведено, и эффективность в системе управления с точки зрения того, что ВАЗ сохранил рабочие места не только для своих работающих, но еще и для 3-4 миллионов человек во всей Российской Федерации.

— То есть, — если бы не было старых долгов — текущая работа автозавода рентабельна?

— Она рентабельна. И получили мы прибыль от нашей деятельности в прошлом году 9 с лишним миллиардов рублей. Но, как говорится, старые грехи в рай не пускают.

— Какая работа будет проводиться АВТОВАЗом с уже существующей задолженностью?

— За отнесенной за баланс дебиторской задолженностью у нас следит юридическое управление и то подразделение, которое определило эту задолженность. Например, по экспорту это «АвтоЛада». А вообще наша задача — уже с текущего момента не допускать дебиторской задолженности. Не то, чтобы потом найти методы, меры и способы, чтобы как-то ее списать, убрать, возвратить, а вот самое главное — не допустить. В этом направлении финансовые службы разработали ряд типовых контрактов, таких условий к ним, которые гарантируют нам поступление средств.

По кредиторской задолженности несколько другая ситуация в части законодательства. Сейчас в комитет Государственной Думы по налогообложению мы направляем свои предложения по уменьшению налоговой нагрузки. В частности, некоторые варианты уже включены во второй проект налогового кодекса. Все же прислушиваются к Волжскому автозаводу, как к одному из крупнейших производителей, для того, чтобы определить возможность более спокойной и более нормальной работы предприятия в системе налогообложения.

На 1 января 2000 года дебиторская задолженность АВТОВАЗа составляет 14 миллиардов рублей, кредиторская — 39, из которых 12 миллиардов реструктуризировано.

Бюджет АВТОВАЗа 2000 года рассмотрен в декабре 1999 года. В нем определена и доходная, и расходная части. Главное — бюджет составлен без дефицита, что позволяет рассчитывать только на свои доходы, и обязывает контролировать ту расходную часть, которую мы определили.

— Изыскиваются ли какие-то возможности для инвестиций?

— Со своей стороны мы уже несколько раз предлагали те действия, которые бы позволили поддержать, в частности, конечно, Волжский автозавод как основного производителя легковых автомобилей. Были представлены несколько вариантов в министерства экономики и финансов. Сейчас на это больше внимания обращает Министерство финансов.

В частности, один из вариантов инвестирования — целевое направление реструктуризированной задолженности на развитие. У нас подготовлена и тематика, куда мы могли бы направить эти средства, и графики, и технико-экономическое обоснование. Остается только получить разрешения министерств и ведомств. Подобный шаг имеет и внешнеэкономическое значение. Если иностранный партнер увидит, что государство позволило не только реструктуризировать задолженность, но и направить ее на инвестиции, то изменится и его отношение как потенциального инвестора.

На последней встрече Владимира Васильевича Каданникова в Набережных Челнах с Владимиром Владимировичем Путиным с нашей стороны было сделано несколько предложений, в том числе и по реструктуризации. Наши предложения имеют отраслевой характер, а не преследуют цели получения некоего эксклюзива или льгот для Волжского автозавода. Мы предложили то, что нужно для всей автомобильной промышленности Российской Федерации.

Евгений Веретин,

пресс-центр АО «АВТОВАЗ»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: