18 июня 2007 10:15
13643

Сергей Целиков: «Наши легковые автомобили теряют свою долю рынка катастрофическими темпами»

-Что произошло на автомобильном рынке России в 2006 году?
-Если брать рынок в целом – и новые иномарки, и подержанные, и продукцию нашего автопрома, то получается, что в стране было продано около 2,052 млн. автомобилей. По новым автомобилям прирост составил 23% к 2005 году, при этом иномарок было продано на 66% больше, чем годом ранее, а российские производители снизили объем реализации на 9%. Доля вазовских автомобилей составила 37% против 48% в 2005 году – 11% за год АВТОВАЗ потерял. Эта тенденция распространяется и на другие российские автозаводы, в то время как практически по всем иномаркам наблюдается рост, у кого-то немного, у кого-то весьма существенно.
— Какова, на ваш взгляд, самая важная тенденция прошлого года?
— Один из основных моментов: ежемесячный объем продаж иномарок сравнялся с продажами отечественных моделей – это произошло весной. А со второго полугодия иномарок стало продаваться больше, чем отечественных машин. К концу года в суммарном ежемесячном объеме продаж 2/3 приходилось на иностранные автомобили и лишь 1/3 – на российские. В 2007 году эта тенденция сохранилась. Наши автомобили катастрофическими темпами теряют свою долю рынка.
— В чем, по-вашему, причина?
— Я бы выделил три основные фактора. Во-первых, рост номинальных и реальных доходов населения: растут зарплаты, предпринимательские доходы – достаточно неплохо. Во-вторых, курс доллара неуклонно снижается, а цена на ряд моделей по-прежнему зафиксирована в долларах. Поэтому автомобили становятся доступнее все большему кругу людей. Третий фактор – бурное развитие рынка автокредитования. В прошлом году мы оценили его примерно в 9 млрд долларов – столько банки вложили в рынок. Общая емкость рынка в прошлом году составила примерно 33 млрд долларов, около четверти из них – кредитные деньги. Если брать в количестве автомобилей, то сейчас в кредит покупается около 40% всех проданных машин. Годом раньше этот показатель составил 32%. В принципе, все эти факторы при стабильной экономической ситуации в России долгосрочные. Если не произойдет банковского кризиса, дефолта, то три вышеперечисленных фактора будут и в дальнейшем оказывать определяющее влияние на рынок.
— Чем объясняется смена лидера: впереди то один автоконцерн, то другой?
— Итоги года четко показали лидерство Ford – 115 тысяч проданных автомобилей, второе место — Chevrolet, далее Hyndai, Toyota, Nissan и так далее. У девяти марок объемы продаж составили 60 тысяч машин и более. За десятое место идет борьба: Opel по итогам первых четырех месяцев опередил Mazda и Volkswagen. К первой десятке подтягиваются и китайцы: не исключено, что по итогам года Chery если не войдет в десятку, то весьма к этому приблизится. У других китайских производителей объемы меньше, но марок на рынок они выпускают все больше: если в прошлом году все китайские заводы продали в России около 20 тысяч автомобилей, то в этом году, по нашему прогнозу, продажи у них составят от 40 до 60 тысяч машин. При этом, если смотреть на китайский автопром, то мы увидим, что там нет одного глобального производителя, как АВТОВАЗ в России или Toyota в Японии. У них много заводов с объемами 300-400 тысяч автомобилей в год, поэтому много разных марок. Рынки они завоевывают количеством.
— Как Ford удалось пробиться на первое место?
— Самое грамотное изучение рынка и позиционирование себя на нем. Грамотная маркетинговая политика. Это в совокупности обеспечило Ford первое место, которое, по всей видимости, они удержат за собой достаточно долго.
— Каковы объемы выручки у иностранных автоконцернов на нашем рынке?
— Интересная ситуация: Toyota по количеству проданных автомобилей заняла по итогам года 4 место – 95600 машин, а по объему выручки первое – 3,260 млрд. долларов. Если брать совокупные показатели Toyota и Lexus, то их выручка в нынешнем году сравняется с выручкой АВТОВАЗа, а может быть и покроет ее. Сегодня стоимость одного автомобиля Toyota – 34 тысячи долларов, а автомобиля LADA – 7,4 тысячи долларов. Цены отличаются в 4,5 раза. Следом за Toyota по выручке идет Ford – 2,060 млрд., а на третьем месте Nissan – 1,940 миллиардов долларов. В целом официальные дилеры иномарок собрали в 2006 году 23 млрд. долларов.
— Бурный рост продаж иномарок сопровождается ростом инфраструктуры: дилерских центров, СТО?
— Дилерские сети все иностранные производители отстраивают ударными темпами – прирост в среднем 25% по итогам прошлого года. При этом темпы построения сервисно-сбытовой сети несколько отстают от темпов продаж, что влечет за собой определенные проблемы. В первую очередь на самых активных площадках – в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах это менее выражено. В столице появилась тенденция передачи автомобилей в специальные ремонтные зоны: дилер принимает у клиента автомобиль и передает его на специализированное предприятие, которое занимается определенным видом работ – кузовной ремонт, ремонт подвески. Отставание в развитии сервиса не носит критического характера: массовые отказы для иномарок не характерны, а с плановыми регламентными работами дилеры справляются.
— Выпуск новой модели всегда сопровождался для ВАЗа повышением покупательского спроса. Каков прогноз по «Приоре»?
— По ВАЗу ситуация сложная: с осени прошлого года продажи пошли по нисходящей и зимой упали до минимума – такого не было давно. Падение наблюдалось практически по всем моделям. Весна 2007 года привнесла оживление: вырос спрос на «классику», возник интерес к «Приоре». Этой модели на всех не хватает, объем производства десятого семейства стал ниже, поэтому продажи пошли вверх. Разница в цене в 30-40 тысяч рублей для кого-то имеет значение. Всплеск интереса наблюдается и к «Ниве», как к короткой, так и к длиннобазовой, местами она в дефиците. По «Самарам» и «Калинам» ситуация не выправилась до сих пор. Цены пошли вниз, маржи у дилеров почти нет. С 1 июня АВТОВАЗ предложил дилерам новую систему расчетов, при которой он обещает компенсировать премией каждый проданный по рекомендованной цене автомобиль из этих семейств. Это, по сути, механизм снижения розничной цены, но как оно будет действовать, я до конца не представляю. Продажи в марте-апреле-мае идут на уровне объема производства, а остатки, накопленные за зиму, сохранились. Что делать в этой ситуации, не знаю. Оптимальное, на мой взгляд, решение – летняя корректировка производственной программы в сторону уменьшения: это позволит снизить остатки и подготовится к осеннему сезону.
— Запуск новой модели как-то исправит положение?
— Я думаю, что доля рынка АВТОВАЗа продолжит снижаться. Вопрос в другом: где тот критический уровень, при котором у завода будет достаточно выручки не только на оперативную деятельность, но и на развитие. Каданников говорил, что если будет продаваться менее 500 тысяч автомобилей, завод не выживет. Сейчас оценки могут быть другими, поскольку у новой команды несколько иные финансовые возможности. При Каданникове товарный запас 60-70 тысяч автомобилей был критическим – не хватало оборотных денег. Сейчас при затоварке в 120-130 тысяч машин денег хватает, потому что АВТОВАЗ продолжает получать внешние заимствования. В долгосрочном плане мне трудно оценить перспективы нашего завода: какие меры предпримет руководство, в чем оно будет заключаться – непонятно. Касательно новой модели: нет четкого графика выхода ее на рынок, да и сама модель какая-то виртуальная. Слишком много заявления, порой противоречивых, звучит.
— Сколько всего автомобилей в стране?
— В целом около 36 млн. единиц, включая грузовики, автобусы, прицепы и мототехнику. Парк легковых автомобилей, по данным ГИБДД на 1 января 2007 года, -26,793 млн. машин. Год назад было 25, 570 млн. штук – прирост за год на 1,223 млн. единиц, или 4,8%. В принципе, если сопоставлять продажи новых автомобилей, ввоз подержанных, выбраковку, то цифры сходятся. После проведения анализа возрастной структуры парка выяснилось, что автомобили «молодеют». Доля машин возрастом до 5 лет увеличилась на 2-3%. Тенденции таковы: обеспеченность нашего народа автомобилями растет. С одной стороны, увеличивается парк машин, с другой – население уменьшается. Лидеры по автомобилизации – Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Дальний Восток. Значительный прирост автомобильного парка – на 16% — показали Екатеринбург и Свердловская область. Там же, кстати, и наиболее динамично развиваются дилерские сети.
— А как в нашей губернии?
— В Самарской области прирост очень низкий. Мы еще до конца не проанализировали данные – может быть, за счет активной выбраковки машин. Наша губерния имеет низкие показатели не только по приросту автомобилей, но и по жилищному строительству. Видимо, тенденция быстрого развития прошла свою верхнюю фазу и экономический рост замедлился.
— Сколько из почти 27 млн. автомобилей приходится на долю «нашемарок»?
— 20 млн. – российские марки, остальные – иномарки. Но при этом наших автомобилей как было 20 млн. год назад, так и осталось, а у иномарок прирост за год составил 1,168 млн. единиц (21%). Около 48% парка занимает продукция ВАЗа (в 2005 году было около 50%).
— Что происходит с производством автомобилей?
— В прошлом году был отмечен существенный прирост. Суммарно по легковым, грузовым и автобусам было выпущено 1,5 млн. единиц техники – такого не было за все постсоветские годы. В конце 80-х-начале 90-х выпускалось до 2 млн. единиц, к этому мы еще не пришли. Если брать легковые автомобили, их выпущено 1.175 млн. штук. Тоже максимум за последние годы. С 2002 года прослеживается четкая тенденция: в суммарном выпуске растет доля сборочных производств. 277 тысяч в прошлом году – сборка иномарок в России, 25% от общего выпуска. Ближайшая перспектива такова: доля сборочных предприятий в производстве будет расти. Мощностей и уже построенных, и строящихся сборочных предприятий хватит, чтобы к 2010 году собирать 1,1-1,2 млн. автомобилей. В принципе, весь тот объем автомобилей, что выпускается сейчас, к тому времени можно будет заменить сборкой и поставить крест на традиционном производстве. При этом людей понадобиться в 3 раза меньше, чем работает в автопроме сейчас. На все сборочные предприятия понадобится 40 тысяч рабочих. Если государству это надо и традиционный российский автопром никто не поддержит, то к 2010-2011 году заводов с полным производственным циклом в стране не останется – только сборка.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Наталия Сорокина 16 апреля 19:13
Представляю как сложно водителю маршрутки или автобуса вставать в полпятого утра, чтобы к полшестому уже подвести свой транспорт к остановке!... Физиологично для организма это тяжело и для семей самих водителей... Смотрю в окно квартиры по утрам - первый транспорт подъезжает к остановке ("Торпедо") уже в 5:30... Народу на остановке к этому времени человек пять - восемь... Может быть пересмотреть расписание, как для производств, так и для транспорта по-другому?!... На производстве сделать пересменки не в 6:00 - 7:00 часов, а в 8:00 часов... Конечно же, потребуется ещё одна рабочая смена на производстве, зато психоэмоциональное здоровье работников не будет нарушаться анти-физиологичным расписанием труда!... Тогда и у водителей транспорта расписание работы начнётся не с полшестого, а с полвосьмого времени... Тогда это устроит, как рабочих, так и водителей города, меньше будет озлобленности от недосыпа у людей!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: