Союз четырех

26 декабря 2000 12:08
 9722

Пять лет назад фирм, торговавших «Ладами», в Тольятти насчитывалось около двухсот. Так что учредители «Алдис Лады» были на рынке не первыми. Однако конкуренты их не смутили.

Известные фамилии учредителей, подкрепленные солидными должностями, сделали, как и предполагалось, свое дело: новообразованная фирма стала процветать не по дням, а по часам, мгновенно вырвавшись в лидеры продаж вазовских малолитражек. Уже буквально через месяц-другой после создания «Алдис» вышла на рекордный уровень продаж, реализуя в месяц по 1000-1200 машин. Уровень, доступный не всем в те годы, не превзойден многими и до сих пор.

Прагматики и мистики

У нынешнего директора фирмы Рафаиля Юсупова своя версия причин неожиданного процветания. По его мнению, свою роль сыграла аура места, на котором выросла компания. Место, действительно, примечательное. Еще в 70-е годы на пустыре за стадионом «Торпедо» была заложена первая в Тольятти трасса для автогонок. Ее строительством едва ли не собственноручно занимались любимые фанатами тех времен гонщики — Губа, Козырщиков, Степан Васильев. Может быть, в самом деле, в 1995 году восторжествовала справедливость, когда здесь появился офис «Алдис Лады».
Впрочем, скорее всего, обошлось без мистических совпадений, а причина процветания на самом деле куда банальней и очевидней. В отличие от подавляющего большинства автофирм, владельцы которых жили и живут сегодняшним днем, предпочитая тратить деньги на отдых и безделушки, в «Алдисе» большую часть сверхприбылей пустили на инвестиции в собственное производство.
Очень быстро на площадке в два с половиной гектара друг за другом стали расти корпуса: теплый и холодный автосалоны, две станции технического обслуживания. Размах строительства был неслучайным. Уже в 1997 году учредители «Алдиса» замахнулись на новую высоту.

Первые успехи

Такой высотой должно было стать заключение дилерского соглашения с одним из западных автопроизводителей. Один из смонтированных на «Алдисе» цехов технического обслуживания изначально предназначался для обслуживания иномарок. Для них же строили и теплый автосалон. Фирма постарались сделать все для того, чтобы потенциальные компаньоны остались довольны.

Выбирали среди трех немецких концернов: «Мерседес», БМВ и «Ауди». Самые тесные контакты завязались с БМВ. Романтики, далекие от бизнеса и финансов, назвали бы это состояние любовью с первого взгляда.

По словам Юсупова, баварцы приглянулись тольяттинцам своей гибкостью и прагматичностью. Они сразу пообещали оказать серьезную поддержку в создании материальной базы и предложили отдавать автомобили на консигнацию. Предварительная договоренность была закреплена во время визита в Тольятти делегации из штаб-квартиры концерна в Мюнхене во главе с главным архитектором БМВ. Тут же было заключено дилерское соглашение.

Примечательно, что практически все обещания со стороны немцев были выполнены с присущими им щепетильностью и педантичностью. Как и оговаривалось в соглашении, из Германии было поставлено специальное складское оборудование, стеллажи и ячейки. Компьютеры начинили специальной компьютерной программой. А всем сотрудникам — от слесаря до менеджера — вручили пакеты необходимой документации (сначала она была на немецком языке с прилагающимися переводами, но сейчас все уже идет исключительно на русском языке).

Тольяттинской фирме, после столь скрупулезного исполнения немцами своих пунктов договора, только и оставалось, что перекрасить офис и СТО в фирменные цвета «Баварских моторных заводов» — белый и голубой, а также закупить на 100 тысяч евро запчастей. Кстати, это необходимое условие, подтверждающее платежеспособность дилера.

«Алдис Лада» стала одной из первых пяти отечественных фирм, с кем мюнхенский автоконцерн подписал дилерское соглашение. Сегодня их в России уже восемнадцать.
Вообще, у нас любят машины из Германии. Кто-то отдает редпочтение «Мерседесам» — символам солидности и благосостояния, кто-то любит динамичные «Ауди», кто-то предпочитает «народный» «Фольксваген». БМВ, как уверяет Юсупов, — машина для индивидуалистов. Оттого к машинам этой фирмы в России отношение подчеркнуто особое.

В 1997 году — в год дебюта «Алдиса» в роли дилера баварского концерна — в Тольятти случился настоящий бум на БМВ. Автомобили этой марки колесили по улицам города, конечно, и раньше. Но поклонникам баварской легковой машины приходилось преодолевать определенные трудности при покупки избранной техники. Поэтому когда непосредственно в городе появился центр по продажам вожделенных автомобилей, то желающих приобрести БМВ оказалось немало.

В течение 1997 года было куплено около 100 автомобилей. Наверное, одной из главных причин стала унификация цен на автомобили БМВ в сети фирменной торговли концерна: в Москве, Санкт-Петербурге или в Тольятти они одинаковые. По-разному стоит только техническое обслуживание.

Стоит заметить, что все автомобили БМВ, которые продаются в России в фирменной сети концерна, — отечественного, калининградского, производства. Однако Рафаиль Юсупов уверяет, что качеством они ничуть не уступают своим баварским сестрам.

Год исключений

Август 1998 года едва не стал последним в истории «Алдис Лады». Сказать подобное о себе могут, в принципе, многие фирмы. Но в «Алдисе» речь шла буквально о закрытии.

Впасть в отчаяние было отчего. Продажи БМВ после обвала рубля просто рухнули. После урожайного предыдущего года в 1998 тольяттинцам удалось продать всего несколько машин. Та же судьба постигла и «Лады»: их тоже почти никто не покупал. Если раньше «Алдис» мог выбираться из финансовых пропастей то за счет сбыта БМВ, то за счет продажи вазовских малолитражек, то после взлета доллара опереться было не на что.

Фирму стали покидать специалисты. Из семидесяти человек осталось не более пятнадцати, самых стойких и верных своей компании. Но и в них неподкрепленный материально патриотизм грозил удержаться не очень долго.

Период стагнации продолжался примерно полтора года. «Алдис» так бы и находился между жизнью и смертью, если бы учредители, озаботившиеся будущим своего детища, не пошли на решительные перемены. Так в феврале 2000 года во главе фирмы оказался Рафаиль Юсупов, до того 19 лет проработавший в системе «АвтоВАЗтехосблуживания» и дирекции технического обслуживания ВАЗа. С именем нового директора связаны все последние достижения «Алдис Лада», случившиеся за неполный год.

Вперед в прошлое

Ежегодное подписание дилерского соглашения требует от фирмы-дилера постоянной готовности к полноценной работе. Застой в таком деле грозит разрывом всяческих отношений и подмоченной репутацией. Однако главный показатель успешной работы — объем продаж. Увы, за весь 1999 год «Алдис» продал лишь шесть автомобилей. В 2000 году по оценке директора будет продано 30 штук при плане 37 машин. В план следующем году «Алдис Ладе» нужно продать 40 машин. Трудно сказать как это удастся, но Юсупов надеется, что фирма план не только выполнит, но и обязательно перекроет.

Недобор с продажами сегодня частично компенсируется переменами в автосервисе. Специалисты «Алдис Лады» уверяют, что количество сервисных услуг, которые предоставляет фирма, увеличилось в три раза. В подтверждение своей состоятельности на «Алдисе» поднапряглись и в два раза увеличили объем запчастей на складах.
Пришлось директору провести и своеобразную чистку кадров. Исповедующий демократизм в управлении, Рафаиль Ильясович, по собственному признанию, вынужден был проявить авторитаризм и уволить тех сотрудников, у которых оказалась «завышенной самооценка».

Сегодня в фирме вновь, как в былые годы, работает примерно 70 человек. По удивительному, но, очевидно, объективному стечению обстоятельств, все сотрудники имеют высшее образование. Хотя главным критерием возможности работать в фирме являются человеческие качества и профессионализм. По мнению директора, и механики, и сотрудники службы безопасности, и слесари, и менеджеры, и инженеры должны уметь общаться не только со своими коллегами, но и с клиентами.

Альтернативная сеть

Работая на БМВ, в «Алдисе» никогда не забывали про «Лады». Тольяттинские автомобили приносили и приносят фирме основной доход. Поэтому Юсупов требует от подчиненных относиться к вазовским малолитражкам с не меньшим уважением, чем к баварским.

Взять хотя бы такую немаловажную процедуру, как предпродажная подготовка. Зачастую продавцы автомобилей не утруждают себя тестированием отопительных и световых систем, заливкой масла и установкой навесных агрегатов. Дополнительная работа и «трата» трех часов на каждый автомобиль отбивают охоту у многих. В «Алдисе» все 450 «Лад» — это месячная квота фирмы — подготовку, как уверяет директор, проходят обязательно. Возможности СТО, имеющей пять подъемников, позволяют.

Около двух месяцев назад «Алдис Лада» подписала соглашение с ВАЗом на гарантийное обслуживание автомобилей «Лада». Следует заметить, что подобные примеры, когда частная фирма бралась за гарантийное обслуживание отечественных авто, можно пересчитать по пальцам. Даже в Тольятти таких фирм сегодня всего две. Гарантийное обслуживание — это, безусловно, головная боль и определенные дополнительные расходы. Взвалить на себя такую ношу под силу не каждой фирме. Юсупову, может, было проще: он сам работал в системе техобслуживания.

Недавно ВАЗ подписал дилерское соглашение с «Алдис Лада». И хотя от других фирм вазовцы требовали разорвать свои дилерские отношения со сторонними автопроизводителями, «Алдису» простили дружбу с БМВ.

Восходящее солнце

Два месяца назад «Алдис» стал дилером «Мицубиси». И произошло это очень стремительно. Для японских автомобилестроителей (следует уточнить, что недавно компания «Мицубиси» была продана американскому автогиганту «Крайслер») оказалось достаточным того, что тольяттинская фирма является дилером немецкого концерна. Представители «Мицубиси» даже не интересовались финансовой состоятельностью фирмы и прочими деталями. По-видимому, для японцев и так все было ясно.
Для «Алдиса» сотрудничество с японцами открывают новые возможности бизнеса. Юсупова в «Мицубиси» привлекает широкий диапазон автомобилей различных классов. Он также надеется, что совсем скоро станет ощутимым и влияние новых хозяев на японских производителей. Влияние, как предполагается, будет благотворным, а значит в Тольятти появятся очень интересные иномарки.

На оптимистичный лад директора настраивают и итоги двухмесячного сотрудничества. За столь короткий промежуток уже продано 10 машин марки «Мицубиси».

В новый век «Алдис Лада» входит дилером сразу трех автоконцернов. Новых дилерских соглашений в фирме пока заключать не намерены.

Автор: Александр ШМЫГОВ

Источник: «Е-репортер», «Дело»

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вы пойдете на выборы 9 сентября?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: