22 декабря 2000 17:07
9349

ВАЗ: кому должен — всем прощаю

Первый зам гендиректора ОАО «АвтоВАЗ» Н. Ляченков на встрече с трудовым коллективом завода и сказал, что, «несмотря на полученную в этом году прибыль в размере 2,6 млрд рублей, дивиденды по акциям ВАЗ выплачивать не будет, т. к. часть прибыли будет списана на погашение дебиторской задолженности, у которой истекли сроки выплаты». За этой умной формулировкой, скорее всего, скрывается хорошо известная в российском бизнесе финансовая лазейка.

Согласно принятому этим летом закону «О дебиторской задолженности», каждое предприятие получило право списывать предоставленные другим юридическим лицам кредиты, если, по мнению руководства, шансов получить их назад нет. О том, что таких кредитов ВАЗ раздал в свое время много, компания сообщала еще в годовом отчете за 1999 год. В этом документе, в частности, написано, что «общество имеет значительную сумму дебиторской задолженности, не погашенную в сроки и не обеспеченную гарантиями, и ВАЗ не предусматривает создания резервов сомнительных долгов». Вот в этом году АвтоВАЗ и решил воспользоваться своим правом и перестал копить на балансе безнадежные долги. Вопрос в том, кто именно должен деньги АвтоВАЗу.

Основными дебиторами ВАЗа являются дилеры завода, недорасплатившиеся за отгруженную им продукцию. Долги автодилеров предприятию-производителю вообще свойственны российской автоторговле с ее неналаженной системой сбыта. Но здесь дело несколько в другом. Хотя формально вазовские дилеры могут быть финансово независимы от завода, в правление многих из них, как правило, входят люди, по совместительству занимающие крупные посты на АвтоВАЗе. Кстати, по поводу невозможности создания действительно независимого от АвтоВАЗа дилера еще осенью этого года высказался со страниц журнала Forbes Пейдж Томпсон, бывший глава финансового отдела одного из подразделений British Petroleum, попытавшийся (причем довольно неудачно) заняться бизнесом в России: «Невозможно просто прийти, стать дилером и начать продавать «Лады», тебе придется платить за эту привилегию. Появятся ребята, которые скажут тебе, что у тебя появился партнер». В небеспочвенности его слов легко убедиться, взглянув на списки учредителей крупных дилеров Волжского автозавода. В руководящих структурах известной компании ЛогоВАЗ, например, состоит один из руководителей АвтоВАЗа. Недавно обанкротившимся московским дилером «Лора» удачно управлял заводской юрист И. Коковин. Список можно продолжать долго. Ведь по всей стране вазовских дилеров более 4 тысяч. Долги, возникшие из-за того, что эти компании не полностью расплачивались с ВАЗом за поставки автомобилей, к концу 1999 года составляли, по неофициальным данным, около 3,5 млрд рублей. Можно сказать, что все эти деньги ВАЗ дал в долг сам себе. А сегодня, окончательно решив, что это «сомнительные долги», сам себе их и простил.

Операция по списанию долгов может быть выгодна ВАЗу еще и по другой причине. Дело в том, что дебиторская задолженность гасится за счет прибыли предприятия, т. е. из 2,6 млрд рублей, заработанных за этот год заводом, вычитается сумма прощенных компанией кредитов. После этого прибыль компании оказывается настолько близка к нулю, что ВАЗ в очередной раз принимает мужественное решение не выплачивать дивидендов по акциям, причем имея на это все основания. Правда, налоги с прибыли ВАЗу придется все же заплатить с реальных доходов в 2,6 млрд рублей. Так что руководству и юристам еще есть над чем работать.

Источник: «Gazeta.Ru»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: