В 1998-1999 годах совет директоров АвтоВАЗа решил оформить сделку по покупке песка с целью его дальнейшей перепродажи, все операции страховались. Затем предполагалось, что сделка должна сорваться, а уплаченные деньги — вернуться заводу. А поскольку страховка не облагается НДС, государство должно было вернуть АвтоВАЗу начисленный в результате «покупки» песка НДС на сумму 2,7 млрд. рублей. Сумма же самой сделки по купле-продаже мнимого песка составляла 15 млрд. рублей. Юристы завода, а также налоговики ответили, что такая сделка законодательством не возбраняется, однако в итоге сделка так и не была закончена, потому что поднялся страшный шум по поводу того, что АвтоВАЗ собирается обмануть государство.
В.Каданников, говоря об этой сделке, отмечает, что она преследовала и другую цель — привлечь внимание к проблеме реструктуризации долгов завода перед бюджетом, воспользовавшись возможностями, предоставленными законом. Завод еще при советской власти взял кредиты ВЭБа и купил на них оборудования на $600 млн. Оно приехало и лежало в ящиках на заводе. Чтобы ввести его в строй, надо было докупить еще оборудования н $200 млн., что дало бы заводу возможность запустить в производство «десятку».
Денег у завода не было, кредит на покупку оборудования, как отмечает В.Каданников, ВАЗу получить было трудно. Налоговые каникулы государство тоже предоставлять отказывалось. Соответственно оборудование так и лежало в ящиках. И это неработающее оборудование государство записало в основные фонды, и ВАЗ с него должен был платить налоги.
Поэтому в 1996 году АвтоВАЗ явочным порядком не заплатил налоги (тем более что тогда были выборы и президент в феврале подписал какую-то бумагу о списании всех долгов) и запустил производство «десятки».так и образовался этот долг.
По материалам:
Семь верст, Профиль