После опубликования на нашем сайте статьи «В новом году автовладельцев РФ могут лишить машин» в адрес редакции пришло заявление Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), в котором перечисляется ряд положений, нарушающих имущественные интересы граждан.
18 декабря 2003 года принято Постановление Правительства РФ № 759,
которым утверждены «Правила задержания транспортного средства,
помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».
Правила регламентируют предусмотренную ст.27.13 Кодекса РФ «Об
административных правонарушениях» процедуру задержания транспортных
средств, в случае совершения водителем административных
правонарушений, хранения этих транспортных средств на
специализированных стоянках (за счет водителей), а также порядок их
возврата владельцу.
Для справки:
Задержание транспортного средства — способ пресечения нарушения, а не
мера ответственности за него. Поэтому транспортное средство может быть
задержано только до устранения причины нарушения.
Автомобиль может быть задержан в случаях:
— Отсутствие у водителя при себе документов, предусмотренных Правилами
дорожного движения, в том числе отсутствие страхового полиса (ч.1
ст.12.3);
— наличия неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля
запрещена (ст.12.5);
— управления транспортным средством водителем, не имеющим права
управления, в том числе лишенным права управления транспортным
средством (ст.12.7);
— управление в состоянии алкогольного опьянения (12.8);
— нарушение правил стоянки и остановки транспортных средств на
проезжей части, повлекшее создание препятствий для других водителей, а
равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (12.19);
— невыполнение требования о прохождении медицинского
освидетельствования (12.26).
КонфОП считает, что Правила содержат ряд положений, которые приведут к
нарушению имущественных интересов граждан.
Во-первых, Правила не предусматривают способ оповещения водителя о
месте нахождения автомобиля. Закрепляется, что водителю сообщается
(т.е. устно!!!) о месте нахождения его автомобиля. При этом за
достоверность сведений никто ответственности не несет.
Во-вторых, срок хранения автомобиля, оплачиваемый водителем, а также
трехчасовой период бесплатного хранения, должен исчисляться с момента,
когда ему стало известно о задержании машины, а не с момента помещения
автомобиля на стоянку. Иначе, велик соблазн вообще не тратить время и
силы на розыск владельца. Когда-нибудь (через день-неделю-месяц) он
сам отыщет свою машину и заплатит за весь срок ее хранения.
В-третьих, правила не устанавливают требований по обеспечению
круглосуточной работы специализированных стоянок. Поскольку оплата за
стоянку исчисляется в часах, водитель должен иметь возможность
минимизировать свои затраты, забрав машину в ночное время или в
выходной день.
В четвертых, возврат автомобиля при условии оплаты услуг спецстоянки
является грубым нарушением положений законодательства. В силу ст.27.13
КоАП РФ транспортное средство задерживается до устранения причины
задержания. Если причина задержания — отсутствие страхового полиса, то
автомобиль должен быть возвращен сразу же, как полис будет предъявлен.
Стоянка вправе требовать оплаты своих услуг в судебном порядке.
В связи с изложенным, КонфОП предлагает Правительству Российской
Федерации приостановить действие Постановления № 759 до внесения в
него изменений. Если Постановление Правительства начнет действовать в
таком виде, КонфОП будет в судебном порядке оспаривать положения,
противоречащие законодательству.