Степень и направление развития автомобильного рынка России лучше прогнозировать, основываясь на показателях емкости всего рынка и отдельных его сегментов в динамике. Говоря языком цифр, можно отметить, что, по оценкам отечественных специалистов по маркетингу, текущая и перспективная на ближайшие годы емкость рынка оценивается на уровне 1,6-2,0 миллиона автомобилей. Западные специалисты оценивают этот показатель в 2-3 миллиона. Вероятнее всего, что последняя оценка излишне оптимистична и не соответствует изменению величины платежного спроса на автомобили и инвестиционного климата России. Производство и реализация легковых автомобилей отечественного производства последние три года составляет не менее 75% от всего объема потребляемых рынком новых автомобилей. Доля АО «АВТОВАЗ» с 1994 года не опускалась ниже 70%.
Подавляющее число маркетологов и более половины респондентов при проведении опросов о преимущественном направлении развития автомобильного рынка России считают, что развитие будет определяться созданием новых совместных предприятий по производству автомобилей и их компонентов.
Для ВАЗа есть, во-первых, внутренние конкуренты. Например, автомобили Горьковского автозавода. Он является конкурентом по цене. В декабре ГАЗ-3110 стоил от 101-й до 110 тысяч рублей. То есть на уровне вазоского «десятого» автомобиля. По мнению руководства АвтоВАЗа, в этом году ГАЗу и его новому руководству вряд ли удастся удержать свою продукцию в этой ценовой нише. Затраты на нее вырастут так, что им наверняка придется и повысить цену, и, в связи с реконструкцией производства, возможным изменением модельного ряда, снизить выпуск своих автомобилей. Другие отечественные заводы АвтоВАЗ сейчас не учитывает — они в основном не конкуренты по причине небольшого объема производства.