
Совсем немного осталось до того момента, когда российские автолюбители начнут, что называется, ходить по струнке. С первого апреля вступает в силу правительственное постановление «О внесении изменений и дополнений в решение правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».
Проще говоря, в правилах появятся новые пункты, и автолюбителям хочешь-не хочешь, а подстраиваться под них придется. Иначе…
Разговор за рулем по сотовому телефону грозит отныне как минимум — предупреждением, максимум — штрафом в 20 рублей. Но, опять же, не всем. Тем, у кого в машине имеется «мобила» с «техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук», наказание не грозит. Остальным придется покупать системку, именуемую в народе «свободными руками». Тем самым правительство надеется уменьшить число дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, в отделах ГИБДД не ведется такая статистика, чтобы назвать конкретные цифры — сколько же процентов ДТП происходит именно по вине увлекшихся разговором водителей. Да разговоры-то — Бог с ними. А вот то, что автолюбитель управляет машиной одной рукой, что-нибудь да значит.
Хотя не факт, что все обладатели сотовых телефонов, проникнувшись новым правительственным постановлением, тут же ринутся покупать «свободные руки». Стоят они, надо сказать, недешево — около 600 рублей. К тому же человек, который может себе позволить «мобилу», где каждая минута разговора обходится в среднем в 7 рублей 20 копеек, в состоянии время от времени заплатить штраф в 20 рублей. Изменения в правила внесены, а вот административный Кодекс — старый. Потому разговор по сотовому телефону попадает под самую «легкую» — 115-ю статью: «Нарушение водителями иных правил дорожного движения». Хотя, надо сказать, во многих странах подобное нарушение карается намного строже.
С первого апреля не будет пощады и тем водителям, кто не прочь сесть за руль в нетрезвом состоянии. Если раньше, при совершении ДТП, русский Ваня под хмельком умудрялся выкрутиться из ситуации, то теперь все — баста. После аварии пьяный водитель поступал просто: тут же открывал «пузырь» и на глазах сотрудников ГИБДД смачно прикладывался к бутылке. Мол, до ДТП был трезвый, а совершил, нервы не выдержали, и тут же выпил. Новые изменения гласят: после дорожно-транспортного происшествия его участники не вправе принимать спиртные напитки или другие одурманивающие рассудок препараты до освидетельствования и полного выяснения обстоятельств ДТП. Иначе пеняйте на себя.
Опять же с первого апреля нельзя обучать новичка вождению на обычной машине — каким бы асом ни был «учитель». Отныне обретать первые навыки вождения можно только на том авто, где со стороны обучающего есть дополнительные педали сцепления и тормоза. Опознавательные знаки так и остаются обязательным условием.
Коснулись изменения и техосмотра. Раньше человек покупал машину, регистрировал ее в МРЭО ГИБДД и в течение семи суток обязан был предоставить автомобиль на техосмотр. Теперь этот срок увеличен — железный конь должен быть проверен в течении 7 — 30 суток после регистрации.
Это основные, наиболее существенные изменения в правилах дорожного движения. С остальными можно ознакомиться совсем скоро, когда на прилавках магазинов появятся новые «Правила дорожного движения».
* * *
Серьезно взяться за нарушителей решили и местные — тольяттинские — отделы ГИБДД. Теперь инспектора со всей присущей им строгостью будут спрашивать с тех, кто игнорирует правила дорожного движения. Так или иначе это относится ко всем водителям — «ангелочков» на дорогах города днем с огнем не сыщешь. «ПС» уже писала о том, чем теперь чреваты непристегнутые ремни безопасности. Для начала — предупреждение, а уж потом — штраф от 20 до 50 рублей.
— Наша цель — насколько возможно уменьшить число дорожно-транспортных происшествий, — говорит инспектор отделения ДПС отдела ГИБДД, старший лейтенант Алексей Шубакин. — Уж слишком много ДТП происходит в 2001-м по сравнению с прошлыми годами. Пора принимать жесткие меры. Прежде всего, теперь за инспекторами закреплены конкретные участки дорог и каждый сотрудник ГИБДД отвечает за совершенное на его территории ДТП головой. Естественно, что после этого инспектора стали относиться к нарушителям более строго. Раньше, в принципе, было то же самое, просто именно сейчас, весной, требования возросли, и к сотрудникам ГИБДД тоже. Сезон сейчас такой — те, кто ставил машины на зиму, уже появляются на дорогах, да и само количество транспорта в городе постоянно увеличивается.
— За что теперь особенно будет доставаться водителям?
— Почему же только водителям? И пешеходам тоже. Кстати говоря, именно они постоянно нарушают правила, очень часто переходят дорогу на красный свет. Сейчас ГИБДД работает с такими нарушителями вплотную — предупреждаем, выписываем протоколы, штрафуем. Но с пешеходами сложнее. Если у водителя всегда при себе права, то пешеходы документы при себе, как правило, имеют редко. А чтобы составить протокол, нужно для начала выяснить личность нарушителя.
— Все-таки вернемся к водителям. За какие нарушения их будут наказывать теперь строже всего?
— За любое нарушение правил дорожного движения. В конце концов, мы делаем это прежде всего для самих же автолюбителей — взять, к примеру, ремни безопасности. Последствия многих ДТП могли быть намного легче, если бы водитель и пассажиры были пристегнуты. Так пусть водитель, пристегиваясь, подумает прежде всего о себе, о своем здоровье, а может быть, даже жизни. А не о том, что его может оштрафовать сотрудник ГИБДД… Особая тема — дети на передних сиденьях автомобилей. Иногда сажают вперед совсем маленьких детей. Это чревато последствиями. Если взрослый человек при резком торможении может удержать свое тело в расновесии, то ребенок навряд ли…
Эту ситуацию согласился прокомментировать и начальник отделения ГИБДД Комсомольского района Михаил Семерня:
— Те жесткие меры, которые мы начали принимать по отношению к водителям, в буквальном смысле жизненно необходимы всем горожанам. Только в Комсомольском районе за три месяца этого года произошло 24 ДТП, в которых пострадал 31 человек. Это на 11 происшествий и 17 человек больше, чем в прошлом году. Среди основных причин — превышение скорости и управление транспортом в нетрезвом состоянии. С начала года 235 человек были наказаны за «НС», 2877 — за несоблюдение скоростного режима. Особенно беспокоят пешеходы, нарушающие правила, — их было выявлено 4206, более девятисот мы оштрафовали.
Все эти цифры говорят сами за себя. Но бороться с нарушениями ПДД и, как следствие, высокой аварийностью, мы будем, не только штрафуя участников дорожного движения. Сейчас проводятся лекции в автотранспортных хозяйствах, школах, детсадах, активизирована работа с пешеходами при помощи специальных громкоговорящих устройств.
Юлия ПЕТРАШ
Екатерина ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА
Фото: Сергей ОРЕХОВ