Тридцать шесть лет назад с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль ВАЗ 2101. Автомобиль ставший в 2000 году символом столетия. Автомобиль, которому посвящались фильмы и поэмы. Автомобиль – легенда!
Вот как вспоминает день 19 апреля 1970 года главный инженер АВТОВАЗа, Евгений Артемович Башинджагян:
«18 апреля ожила первая нитка конвейера. В два часа дня были завешены шесть первых кузовов, и они пошли. Пошли точно по технологии с применением абсолютно всего инструмента, который должны быть на рабочих постах. К вечеру машины дошли до установки прокачки тормозов «Монтерсисно» И вот стенд почему-то закапризничал. Можно было, конечно, прокачать тормоза и без него. Тем более, что люди на излете, все предельно устали, и наши сборщики и итальянские конструкторы. Там естественно была укомплектованность не полная: кто-то из штатного состава на монтаже, кто-то на строительстве жилья. Сборку вели где-то человек девяносто-сто.
…На «Монтерсино» стояли до тех пор, пока не устранили все дефекты установки и пока она в нормальном режиме прокачала тормоза, после чего машины пошли дальше. Уже к рассвету спустили эти шесть машин с конвейера, две синих и четыре красных».
Из сборника «ВАЗ. Страницы истории»: Надо отметить, что с начала 1970 года все внимание на Волжском автозаводе было приковано к сборочно-кузовному производству (СКП).
25 февраля сварщики цеха №45-2 Д. Терехин, В. Галедин, В. Максимов и другие изготовили первый каркас черного кузова.
11 апреля маляры 44-го цеха Л. Москвина, В. Грунская и Л. Напольских загрунтовали и окрасили первый кузов.
19 апреля в семь утра с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть ВАЗ 2101. Сборку первых автомобилей осуществили слесари сборщики главного конвейера В. Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин, В. Глазунов. За рулем первого автомобиля, сошедшего с конвейера был итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини, остальные пять первенцев свел с конвейера начальник участка цеха № 45-3 СКП В. Сафонов.
Как известно за основу ВАЗ 2101 был принят итальянский ФИАТ-124 (пятиместный седан с двигателем 60 л.с. и максимальной скоростью 140 км/ч). Передовая по своим временам, эта модель стала в 1965 году «Автомобилем года». В процессе подготовки к производству «копейка» была доработана конструкторами ВАЗа. В частности, распредвал получил верхнее расположение в двигателе, а межцентровое расстояние было увеличено, что в будущем позволило увеличивать литраж двигателя. В коробке передач была доработана система синхронизаторов, а клиренс увеличен со 164 до 175 мм. Полностью была переработана передняя подвеска: усилены шаровые опоры и пружины. Всего было внесено около 800 изменений в конструкцию итальянской малолитражки.
За все время производства ВАЗ 2101 было выпущено 2 700 000 автомобилей этой марки. «Копейку» до сих пор можно встретить на дорогах России. Фан-клубы ВАЗ 2101 есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Новосибирске, Минводах и на Ставрополье.
В 2000 году ВАЗ 2101 был признан автомобилем столетия по результатам опроса журнала «За рулем». Спустя тридцать лет, в 2000 году, первый ВАЗ 2101 вновь прошел по конвейеру АВТОВАЗа и занял свое почетное место в музее автозавода.
Прошло уже 36 лет с момента начала производства знаменитой «копейки». День 19 апреля 1970 года стал триумфом для Волжского автозавода. Высокую планку лидера отечественного автопрома АВТОВАЗ выдерживает и настоящее время.
«18 апреля они [автомобили] немедленно стали объектом самого тщательного изучения, ощупывания. Каждый из присутствующих пытался сесть в автомобиль, и на площадях второй и третьей очередей? Которые были тогда свободны, машины, загруженные до отказа утомленными, но ликующими сборщиками, гоняли вдоль главного конвейера. На всю двухкилометровую длину его. С зажженными фарами, оглушая клаксонами.» Е. А. Башинджагян