4 октября на АВТОВАЗе состоялось выездное заседание Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики, в котором приняли участие зампредправительства РФ Сергей Иванов, представители федеральных министерств и ведомств, губернатор Самарской Области Владимир Артяков и президент АВТОВАЗа Игорь Комаров, сообщает пресс-центр предприятия.
Открывая заседание Совета, посвященное Концепции развития экологического транспорта в РФ, Сергей Иванов сказал: «Необходимо выработать концепцию снижения воздействия транспортных средств на экологию и здоровье человека. Транспорт – важная составляющая экономики. Но вместе с тем на его долю приходится 40% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, 10% парниковых газов. И наибольшее количество загрязнений (96%) происходит от автомобилей. Современные разработки гибридов, электромобилей, автомобилей на топливных элементах есть в России, в частности, на АВТОВАЗе. Однако отсутствие инфраструктуры и производства необходимых компонентов не позволяет выводить на рынок экологический транспорт».
По словам Иванова, перед государством и бизнесом стоит комплекс задач по разработке и освоению конструкции, производству автокомпонентов, подготовке кадров, созданию инфраструктуры для эксплуатации транспорта на альтернативных источниках энергии. Согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года, которая должна заработать с 2013 года, к 2030 году объем выброса загрязняющих вещества от автомобилей должен снизиться на 40%. Одновременно с задачами по обновлению автопарка должны решаться проблемы утилизации машин и их компонентов.
«Самарский регион обладает мощной производственной базой и технологическими заделами. Проблема загрязняющей среды транспортными средствами решается в рамках областной целевой программы до 2016 года», — отметил Владимир Артяков.
Замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев привел впечатляющую статистику по экологической ситуации в России: «Ежедневно автомобили выбрасывают 16,5 тонн загрязняющих веществ. 30% заболеваний горожан – от выбросов автомобилей. Более половины парка автомобилей в России выполняют в лучшем случае стандарт «Евро-0».
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского транспорта Минтранса РФ Леонид Липсиц отметил, что внедрение экологически безопасного транспорта должно начаться с социальной сферы.
Вице-президент АВТОВАЗа по техническому развитию Евгений Шмелев обозначил основные предложения завода по решению эко-проблем: «Необходимо продолжать освобождение автопарка от старых неэкологичных и небезопасных автомобилей. Ведь как известно, 50% машин дают 80% вредных выбросов. Надо на государственном уровне стимулировать разработку и выпуск автомобилей на альтернативных источниках энергии».
Все участники совещания согласились, что в основном развитию экологичных видов транспорта мешает отсутствие инфраструктуры – АВТОВАЗ своевременно переводит автомобили LADA на эко-стандарты «Евро». В октябре 2011 года начинается сборка автомобилей, которые соответствуют стандартам «Евро-4». Первой прошла модернизацию LADA 4х4. Изначально выполняет «Евро-4» и LADA Granta, товарный выпуск которой начинается в ноябре, а продажи – в декабре 2011 года.
Участникам конференции продемонстрировали разработки АВТОВАЗа в области экологического транспорта.LADA Priora CNG иллюстрирует работу над двухтопливными версиями, где наряду с бензином в качестве моторного топлива используется газ метан. Также был представлен перспективный гибридный автомобиль на базе LADA Kalina с системой «старт-стоп» и мотор-генератором – это позволяет снижать расход топлива на 8-10%. LADA Kalina стала базой и для электромобиля, который создан в рамках НИОКР. Более далекая перспектива была представлена автомобилем на топливных элементах «Антэл-2», где применены космические технологии.