Учитель с пятидесятилетним стажем — о современных детях и системе образования
Валентина Николаевна Повернова проработала в начальной школе полвека. Несмотря на то что 28 ноября ей исполнилось 70 лет, она по-прежнему ходит на работу. Правда, признается: «Доведу тот класс, который сейчас у меня, до средней школы — и на пенсию».
— Валентина Николаевна, как вы попали в школу?
— Закончив семь классов сельской школы, я мечтала стать учителем. Родители хотели, чтобы я пошла учиться на портниху. Но я эту профессию терпеть не могла. Моя учительница Анна Федоровна, царство ей небесное, взяла меня нянькой — сидеть со своим ребенком. После того как я проработала год, Анна Федоровна уговорила мать, чтобы та позволила мне закончить школу. А после школы я поступила в Вольское педагогическое училище. Закончив его, по направлению попала в Чечено-Ингушетию.
— Кавказские дети отличались от русских?
— В то время отличий практически не было. Да, у них свой язык, свой уклад. Но в целом — обычные дети. Играли, резвились. У кого-то было стремление к учебе, у кого-то нет. Отличие только в том, что не было такого антагонизма, как сейчас. В то время к учителю относились уважительно. Но надо было в то же время знать их законы. Допустим, шла я как-то за водой, а наперерез мне — седой аксакал. Я прошла, не останавливаясь. Меня потом местные подозвали к себе и сказали, чтобы в следующий раз я его пропускала вперед.
Проработав четыре года в Чечено-Ингушетии, приехала в Тольятти. Рабочее место искала долго. Пробовала даже устроиться нянечкой в детский сад.
— После нескольких десятков лет можете сказать: современные дети сильно отличаются от поколения, скажем, двадцатилетней давности?
— Современные — более эрудированные, но в то же время более ленивые. Считают, что знают больше учителя. Более раскованные, свободолюбивые. Иногда произносят слова, значение которых я не знаю, и непонятно, то ли это мат, то ли какой-то новый термин? Очень любят писать записочки.
— Записочки — это было во все времена…
— Да. Но не столько, сколько сейчас. И в записочках, опять же, мат сплошной. Причем дети часто спорят со мной. Говорят, например, что раз слово «сука» — литературное, значит, его можно писать. Ссылаются на поэтов и писателей. Я спрашиваю: а вам-то зачем его писать?.. То поколение, о котором вы упомянули, еще испытывало какой-то страх перед учителем, уважение, любовь. Это — уже нет. Знаете, не так давно один из учеников подбежал ко мне и рассказал, что несколько мальчиков хотят окунуть своего товарища головой в унитаз. Я, конечно, растащила, вызвала родителей. А когда пришла домой, муж мне говорит: дескать, не расстраивайся, это во все времена было. Ну, может, и было. Значит, мне такие дети не попадались.
— Бытует мнение, что учителя не уделяют внимания своим детям. Обоснованна ли такая точка зрения?
— Оглядываясь на прожитую жизнь, понимаю, что мало времени проводила с детьми. В основном ими занимался муж. Когда я приходила домой, то спрашивала у детей: «Вы сделали уроки?» Они отвечали: «Да. Папа помог». Папа готовил (за столом накладывал еду всегда он). У детей осталось больше жизненных впечатлений именно от отца, не от меня.
— В современной массовой культуре образ учителя зачастую высмеивается. С чем это, на ваш взгляд, связано?
— Думаю, это разложение общества. Зачем показывать плохие стороны учителей? Да, учитель — не бог. Он может выругаться или еще что-нибудь сделать. Но ведь воспитание-то начинается дома. Был у меня один ученик — фамилию называть не буду. Как-то раз пришла я к его родителям. Отец даже с дивана не встал. Я сразу поняла — такие родители хорошему не научат. И действительно, окончив школу, мальчик попал в тюрьму. Я не говорю, что если отец не встает, чтобы поприветствовать учителя, значит, его сын обязательно попадет в тюрьму, но семейное воспитание все-таки стоит на первом месте. Главная задача школы — дать ребенку знания.
— В прошлом году девять ребят, учившихся у вас, получили золотые медали. Что нужно сделать для того, чтобы воспитать отличника?
— Надо постоянно «вести» его. Не давать расслабляться. Очень хорошо в этом отношении помогают домашние задания. Ну и, конечно же, тот учитель, который примет у меня «эстафету», тоже должен держать учеников в узде.
— Как, на ваш взгляд, на развитии детей сказывается тот факт, что у них сейчас есть доступ к Интернету?
— Это как посмотреть. Например, я даю им задание: найдите информацию про определенное растение. Они отвечают: а можно про другое? Интернет дает выбор. Это хорошо. Ну а на всевозможных сайтах для взрослых, конечно, нет ничего хорошего. Но сейчас, насколько я знаю, эти сайты можно заблокировать. Правда, слышала, что даже среди учеников младших классов находятся ребята, которые умудряются их разблокировать.
— В советское время у детей были примеры для подражания. В первую очередь Ленин. А какие идеалы у них сейчас?
— Официально — никаких. То есть мы, конечно, беседуем с детьми. Говорим, что надо быть прилежными, вежливыми и так далее. Даже на такие беседы времени остается очень мало — в основном приходится проводить уроки либо заниматься составлением учебных планов. Но каких-то идеалов нет. Не считая тех, которые они видят по телевизору. А они оставляют желать лучшего. Например, недавно по телевизору видела Баскова в золотом пиджаке — зачем это показывают? Какой пример он детям подает? Что, богатство — это главное?
— А какой пример им надо подавать? К чему надо стремиться?
— К тому, чтобы стать человеком.
— Для кого-то быть человеком — значит, быть как Басков и ходить в золотом пиджаке.
— Нет. Быть человеком — значит, найти свое место в обществе, не потеряться, цепляться, идти к вершине.
— Сейчас этому детей и учат: цепляйся, иди к вершине, и так далее. Получается, ничего не изменилось.
— Если честно, я не знаю, какие идеалы нужны современной молодежи.
— А вас как учили?
— Нам говорили, что главное — получить образование.
— А в наше время образование так же много значит, как и раньше?
— Конечно. Образованный человек никогда не пропадет.
— У меня многие знакомые закончили пединститут. И лишь единицы из них работают по специальности. А те, кто работает, получают копейки. Получается, образование не нужно?
— Оно всегда необходимо.
— Зачем?
— Чтобы быть грамотным. Я своих дочек отдала в музыкальную школу. И ни одна из них еще не пожаловалась, не сказала, что это было зря. Хотя никто из них не стал профессиональным музыкантом.
— Выходит, образование нужно для общего развития?
— Выходит, да.
— У вас в школе много молодых учителей?
— Есть одна девушка. Хорошая. Трудолюбивая. Но класс попался очень трудный. Вообще, я считаю, что молодые специалисты достаточно квалифицированные. Но зачастую они боятся сказать слово поперек директору.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас во многих школах вводятся уроки религиозного воспитания?
— Одна учительница, когда-то преподававшая в нашей школе физику, после того как ушла на пенсию, стала много ходить в церковь. Она пришла ко мне в гости, стала говорить о том, что пора прийти к Богу. Я попросила ее провести открытый урок для детей. И дети очень внимательно ее слушали. Что касается меня лично, то я была воспитана компартией, хотя сама я коммунисткой никогда не была. Как я могу идти в божий храм? Встала, постояла — а дальше что? Их надо приучать, а меня уже поздно. При условии что это будет грамотно построено. На уровне факультатива.
Общался Николай Седов
Фото: Ксения Новайкина