В прошлом году АвтоВАЗ вернул государству в лице «Ростехнологий» часть своего долга. При этом расплачивался он с госкорпорацией собственными непрофильными активами. В результате «Ростехнологиям» достались не только транспортные и металлургические предприятия и инструментальные производства, но и предприятия по переработке мусора и тольяттинский водоканал.
В течение 2012 года АвтоВАЗ продал свои дочерние компании «Автовазтранс», Завод индустриальных покрытий (ЗИП), «Автоград-водоканал» (АВК), долю в сызранском автосборочном предприятии «Рослада» и некоторые другие непрофильные активы. Их общая балансовая стоимость на момент сделок, говорится в материалах АвтоВАЗа, составляла 2,6 млрд руб., а выручка от продажи — 5,3 млрд руб.
В «Росладе» АвтоВАЗу принадлежало 15%, эту долю у него выкупил другой совладелец завода, компания «Октябрь» (сумма сделки не раскрывается). В свое время «Рослада» была вторым по объемам производства (после самого АвтоВАЗа) производителем Lada в России с мощностью 50 тыс. автомобилей в год, однако в 2007 году сборка вазовской продукции там прекратилась. Последние несколько лет предприятие переживало не лучшие времена, но, по сообщениям местных СМИ, вскоре там может быть налажена сборка китайских грузовиков.
Остальные активы АвтоВАЗ передал госкорпорации «Ростехнологии» (ей принадлежит 28,98% акций автозавода) в счет частичного погашения своих долгов. ЗИП (занимается производством комплектующих и запчастей к автомобилям, принадлежал АвтоВАЗу на 100%) для этой сделки был оценен в 1,965 млрд руб., «Автовазтранс» (теперь уже бывшая 100-процентная транспортная «дочка» автозавода) потянул на 787 млн руб. Водоканал, который АвтоВАЗ только в 2012 году выделил в 100-процентную дочернюю структуру, ушел за 1,365 млрд руб. Водоканал — не только непрофильное для АвтоВАЗа предприятие, но и стратегический актив, для которых в российском законодательстве существуют ограничения на иностранное владение. Таким образом, его наличие на балансе АвтоВАЗа усложняло участие альянса Renault-Nissan в СП, объяснили в «Ростехнологиях».
В числе непрофильных активов «Ростехнологиям» с баланса АвтоВАЗа достались даже предприятия по переработке мусора. «Некоторые изначально непрофильные активы могут передаваться в другие холдинги и объединяться в новую производственную цепочку, — объясняют в «Ростехнологиях». — Активы, которые предприятиями корпорации не востребованы, будут продаваться на рынке». В АвтоВАЗе надеются, что их водоканал впишется в структуру «Ростехнологий», у которых есть дочерний холдинг «РТ-Энергоэффективность». «Активы, которые не приносили АвтоВАЗу никакой пользы, «Ростехнологии» попытаются вывести на уровень окупаемости или потом реализуют», — считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь».
В июне 2012 года АвтоВАЗ договорился с «Ростехнологиями» продлить сроки погашения займов на общую сумму 53 млрд руб. до 2032 года. В общей сложности «Ростехнологии» предоставили АвтоВАЗу в 2009—2010 годах 75 млрд руб., часть долга автозавод уже вернул госкорпорации, но опять же не деньгами, а акциями допэмиссии.