16 сентября исполнилось 35 лет с момента принятия руководством Волжского автозавода решения об изготовлении первой серии опытных образцов нового семейства автомобилей ВАЗ-2108.
Появление «восьмерки», первого переднеприводного отечественного автомобиля массового производства и базовой модели семейства Samara, ознаменовало новую эру в развитии как АВТОВАЗа, так и советского автопрома, пишет «Волжский автостроитель».
Как вспоминает в книге «Высокой мысли пламень» главный конструктор завода с 1976 по 1998 год Георгий Мирзоев, «к концу 70-х годов совершенно четко обозначилась тенденция перехода легковых автомобилей на передний привод. Постановка на производство «переднеприводников» требовала нового оборудования практически для всех основных агрегатов. А действовавшее к тому времени оборудование ВАЗа не отслужило еще и десяти лет, по отечественным меркам было чуть ли не новейшим». По этой и ряду других причин рождение «восьмерки» проходило чрезвычайно сложно. Решиться на столь крутой поворот в развитии завода, успешно освоившего массовый выпуск автомобилей классической компоновки, было трудно даже бывшему к тому времени министром автомобильной промышленности СССР Виктору Полякову. Тем не менее, в результате долгих дебатов позиция сторонников постановки на производство «переднеприводников» одержала верх. И 31 декабря 1978 года первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108 был собран. В его конструкции было применено множество прогрессивных технических решений: поперечное расположение двигателя, реечное рулевое управление, передние дисковые тормоза с плавающей скобой, большое количество электроники, бесконтактное зажигание, пластмассовые бамперы, цельноформованные панели приборов и интерьер и другое.
В течение всего 1978 года в управлении главного конструктора ВАЗа шла интенсивная работа с прототипами первой серии ВАЗ-2108, готовилась документация на прототипы второй серии, которые и были представлены в Москве членам правительства СССР и ЦК КПСС. К доработке конструкции образцов второй серии подключились и специалисты фирмы «Порше», выбранной заводом в качестве партнера для ведения этого направления. В результате 12 октября 1983 года Государственная аттестационная комиссия присвоила автомобилю ВАЗ-2108 Знак качества, а в 1984-м «восьмая» модель была запущена в серийное производство.
В 1987 году на АВТОВАЗе начался серийный выпуск следующей модели этого семейства — пятидверного хэтчбека ВАЗ-2109, в 1990-м — седана ВАЗ-21099. Количество изготовленных на заводе «Самар» первого поколения насчитывает более 3 миллионов 331 тысячи автомобилей. С 2000 года начался переход производства на второе поколение, условно названное «Самара-2».
К сегодняшнему дню на главном конвейере АВТОВАЗа собирается только одна модель этого семейства — «четырнадцатая» (предшественником которой был ВАЗ-2109). Объем выпущенных на данный момент LADA 2114 составляет 356 тысяч автомобилей. Снятых с производства LADA-2113 и 2115 было собрано 507710 штук.