В Госдуму внесен новый законопроект «О безопасности людей на водных объектах», разработанный МЧС. Согласно документу, маломерные суда нужно будет регистрировать в специальном реестре, а их водители каждые десять лет должны сдавать экзамены и доказывать профпригодность. Инспекторам дадут право применить силу против владельца лодки, пишет «Парламентская газета», которая разбиралась в новом законопроекте.
Он должен создать правовую базу для обеспечения безопасности людей на воде. Документ разграничивает полномочия — что регулируется на федеральном уровне, а за что отвечают субъекты и органы местного самоуправления, уточнили в МЧС. Сейчас требования к безопасности на воде регулируют Водный кодекс, постановления правительства, приказы МЧС, плюс каждый регион утверждает собственные правила охраны жизни людей на водных объектах. Законопроект, над которым ведомство работало три года, предусматривает расширение полномочий Государственной инспекции по маломерным судам.
«Раньше разделялся надзор за коммерческими и некоммерческими судами, и часть выпадала из-под контроля. Теперь мы предлагаем полностью передать надзор за всеми судами МЧС. Это позволит навести порядок», — объясняет замглавы МЧС Алексей Серко.
Эту норму поддержали Минтранс и Генпрокуратура.
К маломерным судам относятся моторные лодки, гидроциклы, катеры и другие средства передвижения по воде. Правила пользования ими обновили в начале 2021 года. В приказе МЧС тогда закрепили нормы, касающиеся регистрации маломерок, безопасности поведения людей. В новом законопроекте эти требования уточнили и дополнили.
Так, маломерные суда массой более 200 килограммов и мощностью двигателя более восьми киловатт придется обязательно регистрировать. В случае некоммерческого использования на внесение в реестр дадут пять лет. Этот же срок станет периодом, когда моторные лодки, гидроциклы и катеры должны проходить переосвидетельствование. По итогам осмотра им присвоят категорию сложности района плавания.
Владельцы дипломов капитанов после окончания срока их действия должны сдать экзамены в ГИМС и получить новое удостоверение на право управления маломерными судами на 10 лет. При этом документ получат только те, кто успешно пройдет медицинское освидетельствование.
Инспекторы ГИМС во время патрулирования водоемов фактически получат те же права, что сотрудники ДПС на обычной дороге. Они вправе останавливать суда, требовать документы, временно ограничивать или запрещать движение, проводить досмотр. Водителей могут проверить на содержание алкоголя в организме, если есть основания — направить на медосвидетельствование.
Когда необходимо пресечь преступление или нарушение, инспектор вправе применить физическую силу. Ему разрешено использовать специальную палку, газ, электрошокер и средство принудительной остановки транспорта. При этом нельзя наносить удары палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца и не допускается применение средств принудительной остановки к судам, если на борту находятся пассажиры. Представитель власти должен стремиться к тому, чтобы любой вред, причиняемый здоровью людей, был минимальным. Предлагается расширить полномочия инспекторов и дать право принудительно доставлять нарушителя в отделение полиции.
Особое внимание авторы законопроекта уделяют безопасности пляжей. На водоемах, предназначенных для купания, необходимо проводить водолазное обследование и чистить дно на глубине до двух метров. На пляже должен быть пост спасателей, а границы территории плавания следует обозначить буйками. Зону купания для детей и тех, кто не умеет плавать, надо отделить, ее глубина не должна превышать 1,2 метра.
«Если есть официально зарегистрированный пляж, на нем должны быть необходимые средства для спасения людей. Каждый пляж должен быть оборудован, и за это должен кто-то отвечать», — подчеркнул Алексей Серко.
Сейчас местным властям проще не оборудовать пляж и за него не отвечать, отметил замглавы МЧС, но оборудовать пляжи там, где люди купаются, необходимо. По словам Серко, сейчас подавляющее большинство случаев гибели людей на воде происходит на незарегистрированных пляжах.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2024 года.