В России телефонные мошенники запугивают жертв, чтобы они не обращались за помощью и советом к другим людям. Схема крайне опасна и стала использоваться гораздо чаще, рассказал вице-президент Сбербанка по кибербезопасности Сергей Лебедь в ходе IX Восточного экономического форума.
Злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов или банков и сообщают жертве, что идёт специальная операция по спасению денег. Средства якобы выводятся на счета террористов, экстремистов или ВСУ, поэтому необходимо срочно перевести их на безопасный счет, при этом жертва должна оказать содействие в задержании злоумышленника. Человеку заявляют, что он не имеет права рассказывать «о специальной операции» кому бы то ни было: друзьям, родственникам, сотрудникам банков или полиции. Также пугают тем, что имеется «расписка о неразглашении», за нарушение которой человеку грозит суровое наказание. Злоумышленники изолируют жертву от ее окружения, которое могло бы помешать хищению.
«Мошенники рассчитывают повысить свои шансы на успех, пытаясь пресечь влияние третьих лиц. Поэтому если вы слышите, что незнакомец убеждает вас не разглашать некую информацию, то это первый признак того, что за помощью надо обратиться, а лучше просто прекратить разговор», — советует Сергей Лебедь.
В таких случаях людей крайне сложно вывести из-под влияния мошенников: они плохо поддаются уговорам даже ближайших родственников и друзей. Клиенты приходят в отделение банка, пытаются снять деньги и совершить перевод злоумышленникам. Часто уходят часы, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь сотрудников банка, полиции, близких.
В Сбере отмечают, что для противодействия схеме с запугиванием есть техническое решение, доступное клиентам в приложении СберБанк Онлайн, — сервис совместных уведомлений. Подключив его, можно контролировать операции по карте своего родственника.